Изменение 4. Обновлена инструкция по заполнению отчета
Из пункта 8 инструкции следует, что в строке 021 Карты указывается информация о СНИЛС работников, занятых на данном рабочем месте за месяц, предшествовавший заполнению Карты.
Это ставит точку в многолетнем споре специалистов по охране труда, одни из которых заставляют вновь принятых работников расписываться в карте СОУТ. Это все прекрасно, но в карте СОУТ расписываются в ознакомлении те работники, чьи СНИЛС перечислены в карте. При этом законодатель в приказе Минтруда № 817н уточнил, что это требование относится только к работникам, занятым на данном рабочем месте, предшествовавшим заполнению карты. Новые сотрудники должны быть ознакомлены с результатами СОУТ в форме, указанной п Положении о СУОТ, и обязательно — в трудовом договоре (статья 57 ТК РФ). Как правило, программа вводного инструктажа включает в себя данные сведения.
Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда
Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:
- межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- стандарты безопасности труда;
- типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)
Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).
Какие факторы исследуются в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2024
Статья 13 Закона № 426-ФЗ включает в себя перечень вредных и опасных факторов производства, на которые обращают внимание при проведении специальной оценки труда
Факторы трудового процесса |
|
Факторы производственной среды |
|
В условиях испытательной лаборатории (или центра) изучению подлежат:
- Температура воздуха.
- Биологические факторы.
- Относительная влажность воздуха.
- Напряженность трудового процесса сотрудников.
- Скорость движения воздуха.
- Тяжесть трудового процесса (количество стереотипных рабочих движений, время удержания груза, угол наклона корпуса тела сотрудника и число таких наклонов за смену, масса перемещаемых грузов, мышечное усилие, длина пути перемещения груза).
- Интенсивность и экспозиционная доза инфракрасного излучения.
- Массовая концентрация аэрозолей в воздухе рабочей зоны.
- Напряженность переменного электрического тока промышленной частоты (50 Герц).
- Концентрация вредных химических веществ.
- Напряженность переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц).
- Освещенность рабочей поверхности.
- Напряженность переменного электрического поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона.
- Общая и локальная вибрация.
- Напряженность электростатического поля и постоянного магнитного поля.
- Воздушный ультразвук.
- Интенсивность источников УФ-излучения в диапазоне длин волн 200-400 нанометров.
- Общий уровень звукового давления инфразвука.
- Энергетическая освещенность в диапазонах длин волн УФ-А (=400 — 315 нм), УФ-В (=315 — 280 нм), УФ-С (=280 — 200 нм).
- Уровень звука.
- Энергетическая экспозиция лазерного излучения.
- Радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов сотрудников.
- Мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного изучений.
Кто обязан обеспечить проведение СОУТ в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2024
Специальная оценка рабочих мест является обязательной абсолютно для всех предприятий, вне зависимости от формы налогообложения, количества трудоустроенных сотрудников, формы собственности и иных факторов коммерческой деятельности.
В целях проведения мероприятий по организации специальной оценки труда владелец фирмы обязан создать комиссию, которая будет изучать и утверждать итоги проведения проверки (комиссия утверждает график проведения спецоценки). Сама же проверка осуществляется исключительно аккредитованными организациями, занимающимися СОУТ. С такой организацией заключается письменный договор, после чего ее сотрудникам предоставляется вся документация, касающаяся условий труда на предприятии. Проводящая проверку организация должна отвечать перечисленным в ст. 19 Закона 426-ФЗ требованиям:
- организация является независимым лицом по отношению к нанимающему ее предприятию;
- в организации имеется испытательная лаборатория (центр), аккредитованный национальным органом РФ по аккредитации в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных/опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
- в уставных документах организации основным видом деятельности является проведение СОУТ (или одним из видов деятельности);
- в компании до трудовому договору трудоустроено как минимум 5 экспертов, имеющих сертификат специалиста на право проведения СОУТ (как минимум один из экспертов должен иметь диплом о высшем образовании по специальности санитарно-гигиенические лабораторные исследования, гигиена труда, общая гигиена);
- организация аккредитована в порядке, описанном в приказе Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н.
Кто может проводить СОУТ в упрощенном порядке
Право на проведение СОУТ в упрощенном порядке предоставляется микропредприятиям, осуществляющим один из следующих видов деятельности:
- разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги;
- деятельность в области информационных технологий;
- финансовая и страховая деятельность;
- операции с недвижимым имуществом;
- деятельность в области права и бухгалтерского учета;
- деятельность головных офисов и консультирование по вопросам управления;
- деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаниий, исследований и анализа;
- реклама и исследование рынка;
- административная деятельность и сопутствующие дополнительные услуги;
- образование;
- деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры;
- деятельность общественных организаций.
Чтобы иметь право на проведение СОУТ в упрощенном порядке, указанные выше виды деятельности должны быть у микропредприятий основными. Основной вид деятельности определяют по ОКВЭД.
В ряде случае предприятие не сможет проводить СОУТ в порядке самодекларирования даже в том случае, если один из перечисленных видов деятельности является его основным.
Обратитесь к нам для проведения СОУТ – будьте уверены в выполнении законодательных требований
Наши эксперты по СОУТ внимательно следят за законодательными изменениями и регулярно взаимодействуют с государственными органами, поэтому мы оперативно перестраиваем свою работу под актуальные требования правовых норм. Компания EcoStandard group – лидер в области проведения СОУТ, ПК, ОПР и других мероприятий по охране труда. В год мы оцениваем более 500 000 рабочих мест, а в штате у нас более 100 опытных экспертов в области СОУТ, в том числе врачи-гигиенисты. Все исследования мы проводим в собственных аккредитованных лабораторных центрах.
При заказе СОУТ у нас вы получите полные списки документов. Поможем с оформлением и подачей деклараций.
Подробнее
Проблемы, которые решает приказ
Основная цель принятия приказа, как было сказано ранее — облегчить работу, снизить финансовые издержки и нагрузку как на работодателей, так и на оценивающие организации. Работодателю дается право самому распоряжаться проведением СОУТ в своей организации. Но когда кому-то дается право, за этим правом автоматически возникает ответственность.
Приказ позволяет учесть специфику своей работы и на ее основе провести спецоценку и сформировать локальный нормативный акт. Но все ли захотят этим заниматься? Ведь чтобы это делать, нужно разобраться в действующем законодательстве по охране труда, самостоятельно идентифицировать опасные факторы, а раньше можно было отдать это сторонней организации и не касаться вопросов охраны труда в своей деятельности. Вполне допустимо, что работодатель в этом случае задастся вопросом: «Зачем мне брать на себя ответственность?»
Здесь и становится очевидной еще одна цель приказа, которая соответствует цели всей трансформации законодательства — вовлечь работодателя в вопросы охраны труда. Теперь не получится закрыть обязательные требования формальной «бумажкой» от сторонней организации — придется разобраться с тем, что такое в принципе процедура СОУТ и как работать по предложенному чек-листу.
Центр тяжести регулирования ОТ переносится с федерального на локальный уровень. Не всем это нравится, и даже во ВНИИ труда приходит много писем и вопросов по типу: «Почему вы нас вывели из строя? Так хорошо было работать по четким правилам, например, вешать табличку здесь и на такой высоте, а теперь приходится самому принимать решение, вешать или не вешать эту табличку». Выясняется, что кроме привычных всем запретов есть другие способы решения проблем: инвестировать в новые технологии, использовать не только индивидуальные, но и коллективные средства защиты и т.д. А от работодателей нужна компетентность, которую они могут получить с помощью обучений, проверки знаний — тогда они смогут решить и вопросы спецоценки, и идентификации опасных факторов, и других действий, которые возникают в рамках СУОТ. Иллюзия того, что если на руках есть «корочка», то можно провести какую-то процедуру, со временем должна исчезнуть.
Этапы проведения спецоценки условий труда
Последовательность обязательных этапов проведения СОУТ прописана в .
Первый шаг — создание комиссии по проведению спецоценки. Число её участников — любое, но нечётное. На микропредприятиях это может быть и один человек.
В состав комиссии обязательно входит специалист по ОТ или замещающий его сотрудник.
Второй шаг — подписание приказа о проведении спецоценки. Форма свободная, но в нём должна быть информация о:
- сроках проведения СОУТ;
- составе комиссии;
- наименованиях и количестве РМ, подлежащих СОУТ.
В приказе расписываются все члены комиссии.
Третий шаг — выбор организации-оценщика и заключение договора
Важно чтобы оценщик состоял в реестре аккредитованных Минтруда РФ организаций
Четвёртый шаг — непосредственное проведение СОУТ. Прежде чем её начинать, компания-оценщик должна получить специальный номер-идентификатор, который присваивается оценке информационной системой ФГИС СОУТ.
В течение всего периода оценки, исполнителю нужно предоставлять документы по запросу. Это могут быть:
- технологические паспорта и схемы оборудования, зданий и сооружений;
- сертификаты соответствия на готовую продукцию, сырьё и материалы;
- штатное расписание;
- должностные инструкции;
- планы расположения точек освещения, вентиляции, и т.д.
Если указанные документы не будут предоставляться, СОУТ может быть принудительно приостановлена.
Пятый шаг — получение итогов проведённой СОУТ. После экспертизы всех рабочих мест компания-оценщик формирует результаты и вводит их в информационную систему ФГИС СОУТ. На это даётся 10 рабочих дней. И только после этого, в течение 3 рабочих дней, информацию об оценке получает работодатель.
Шестой шаг — утверждение итогов СОУТ. В окончательном отчёте об экспертизе УТ содержится следующий стандартный пакет документов:
- акты исследований факторов вредных и опасных УТ;
- карты СОУТ на каждое РМ (с оценкой наличия вредных факторов и положенных компенсаций);
- общая ведомость результатов СОУТ;
- заключение эксперта-оценщика;
- рекомендации по улучшению УТ, если были выявлены вредные и опасные факторы.
Комиссия в течение 30 дней должна ознакомиться и утвердить отчёт, либо представить свои возражения. Оригинал отчёта остаётся у работодателя, копия передаётся оценщику.
Разработка и согласование приказа
Разработкой предложения по созданию приказа занимался ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России с привлечением внешних экспертов и партнеров
Разработка шла довольно быстро и, важно отметить, вне государственного задания и формальных процедур: она обобщила накопленный опыт отечественного проведения спецоценки, мнение привлеченных экспертов и оценивающих организаций. После формирования предложения оно направилось в Минтруд, который и подготовил проект приказа
Документ был опубликован в конце октября 2022 года, а вступает в силу в марте 2023 — таким образом, закладывается более 90 дней, чтобы работодатель успел подготовиться к работе по новому порядку.
Новый приказ наряду с предшествующими и предстоящими изменениями входит в глобальное трансформирование законодательства в сфере охраны труда. Принятый в 2020 году Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 247-ФЗ принципиально изменил работу регулятора с нормативно-правовыми актами: если раньше можно было ожидать, что НПА выходит «на века» — например, в 2005 году ни одно правило по охране труда не актуализировалось — то новый закон показывает, что документы являются, можно сказать, живыми организмами, за которыми ведется мониторинг правоприменительной практики
СОУТ как составляющая часть системы охраны труда, процедура, которая дает знания как минимум о вредности на рабочем месте, всегда находится под пристальным вниманием — со стороны контрольно-надзорных органов, регулятора и самих предприятий. Если есть возможность сделать процедуру более понятной, приближенной к работодателю, ведь именно он отвечает за обеспечение безопасных условий труда, то эту возможность нужно использовать
Общероссийский мониторинг условий и охраны труда
В Российской Федерации осуществляется мониторинг условий труда и проводится комплексная оценка ситуации в области охраны труда.
Эти мероприятия направлены на обеспечение безопасных и здоровых условий работы для работников.
Основными объектами общероссийского мониторинга условий и охраны труда являются:
1) Состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах: Оценивается соответствие рабочих мест требованиям безопасности и здоровья работников.
2) Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: Анализируется количество и виды производственных травм и профессиональных заболеваний с целью определения причин и разработки мер по их предотвращению.
3) Установление инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания: Оценивается количество работников, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, и проводятся меры для обеспечения им социальной защиты.
4) Предоставление гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и опасными условиями труда: Рассматривается система гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.
5) Социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Оценивается система социального страхования работников от последствий несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также эффективность ее функционирования.
6) Федеральный государственный контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда: Осуществляется контроль со стороны государственных органов за соблюдением требований безопасности и здоровья работников.
7) Государственная экспертиза условий труда: Проводится экспертиза условий труда для определения и предотвращения возможных рисков и опасностей.
Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по охране труда субъектов Российской Федерации: Осуществляется работа по разработке и улучшению законодательных актов, регулирующих охрану труда на уровне субъектов Российской Федерации.
Основные изменения в СОУТ в 2023 году
С 1 марта 2023 года разрешён упрощённый вариант проведения спецоценки УТ для микропредприятий из 12 сфер деятельности:
- финансовая и страховая;
- административная;
- общественная;
- IT — технологии, создание программных продуктов и консультирование;
- реклама и анализ рынков;
- правовая деятельность;
- бухгалтерский учёт;
- консалтинг в управлении;
- образование;
- культура;
- операции с недвижимостью;
- архитектурное и инженерно-техническое проектирование.
Сроки проведения СОУТ по закону — не более 12 месяцев со дня, когда создано новое рабочее место, то есть сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах — не позднее одного года с даты их появления. Если предприятие создано более 12 месяцев назад и специальная оценка вообще не проводилась, мероприятия надо инициировать немедленно.
Целесообразно придерживаться алгоритма, при котором на новом месте работы СОУТ нужно провести не позже полугода с момента его создания. В поддержку такой позиции — статья 17 426-ФЗ и статья 212 ТК РФ, по которой работодатель обязан проводить спецоценку. Ему необходимо:
- создать безопасную обстановку;
- обеспечить охрану труда работников;
- предоставлять сотрудникам сведения о степени вредного влияния на них условий работы.
Одновременно сотрудник по ст. 219 ТК РФ вправе требовать:
- наличия безопасных условий работы;
- предоставления информации об уровне вреда, причиняемого его здоровью на месте работы.
Если предприятие не даст сотруднику необходимые сведения, работодатель в таком случае нарушит закон.
Что изменится в ФЗ №426 в сентябре
Более значительные нововведения ожидают нас с 1 сентября 2023 года. Одно из них в том, что теперь экспертная организация не обязана самостоятельно передавать информацию о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории, которая относится к структурным подразделениям организации и проводит инструментальные измерения в ходе СОУТ, в Минтруд России (часть 1.2 статьи 19 Закона №426-ФЗ в новой редакции). После 1 сентября 2023 года эти данные будут передаваться в Минтруд из Росаккредитации через систему межведомственного электронного взаимодействия. В целом информация о важных изменениях в аккредитации лаборатории и раньше была доступна через межведомственную коммуникацию, но закрепление этого положения в законе призвано защитить экспертную организацию от претензий со стороны органов власти.
В числе других изменений – обновление перечня органов и лиц, которые имеют право подать заявление на проведения экспертизы качества СОУТ – в него были включены также комиссии по расследованию несчастных случаев. Эта информация содержится в статье 24 закона №426-ФЗ. Там же уточняются сроки рассмотрения разногласий по проведению экспертизы качества СОУТ и ее результатам. Теперь они ограничены сроком действия самих результатов спецоценки.
Также экспертные организации с 1 сентября в соответствии с обновленной редакцией части 1.1 статьи 19 обязаны будут направлять информацию об изменении состава экспертов по СОУТ в электронном виде в течение 10 рабочих дней в Минтруд. К документу необходимо приложить копию подтверждающей документации. Передавать эти данные нужно через ФГИС СОУТ. В целом требование существовало и раньше – поправки только уточнили сроки и форму передачи информации. А вот другое положение – содержащееся в части 3 статьи 18 – предполагает, что экспертная организация обязана направлять работодателю все сведения, которые она выгружает во ФГИС СОУТ, если они относятся к этому конкретному работодателю. Таким образом, теперь организации, проводящие спецоценку, должны выполнять двойную работу и отправлять информацию по двум адресам.
Закон №381-ФЗ внесет в 15 статью закона №426-ФЗ положения, которые узаконят возможность составления и подписания отчета о проведении СОУТ в электронном виде. При этом и работодатель, и экспертная организация могут выбрать подходящий для них вариант оформления отчета – в бумажном или электронном виде. Подписать документ, однако, можно, только используя либо усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), либо усиленную неквалифицированную электронную подпись (УНЭП). Сертификат ключа проверки УКЭП должен быть создан специальным удостоверяющим центром. Обычная электронная подпись (ПЭП) для этих целей не подойдет.
Как провести СОУТ в упрощенном порядке
Проведение СОУТ в упрощенном порядке по сути сводится к заполнению проверочных листов, содержащих несколько вопросов, ответы на которые в своей совокупности представляют собой характеристику проверяемого рабочего места. Рекомендуемая форма проверочного листка для проведения СОУТ приводится в приложении № 1 к приказу Минтруда от 31.10.2022 № 699н.
Проверочный лист оформляется в отношении каждого рабочего места, имеющегося на предприятии. Проверочные листы содержат в себе комплекс вопросов, требующих односложных ответов («да» или «нет»). К примеру, работодатель должен ответить на следующие вопросы:
- Связана ли работа на рабочем месте с производством или применением химических веществ и смесей?
- Используются ли на рабочем месте радиоактивные вещества и изотопы?
- Выполняются ли на данном рабочем месте подземные работы?
- Используются ли в работе пылящие вещества (строительные смеси, угольная пыль, зерновая мука, производство сухих пищевых специй и другое)? и т.д.
Ответы на эти и другие вопросы позволяют понять, действуют ли на проверяемом рабочем месте вредные или опасные производственные факторы или нет. Если на все вопросы из листа работодатель отвечает «нет», то считается, что никаких вредных факторов на рабочем месте не выявлено.
Полезные материалы по теме
- Нужно ли проводить внеплановую СОУТ при переименовании отделов и должностей
- Нужно ли проводить СОУТ в отношении рабочих мест офисных сотрудников
- Штраф за непроведение СОУТ может составить 80 000 рублей
- В декларацию СОУТ не включают рабочие места с правом на досрочную пенсию
- Когда нужно проводить внеплановую СОУТ и что будет за ее непроведение
В конце проверочного листа работодатель подтверждает, что по результатам проверки проведение исследований, испытаний и измерений опасных производственных факторов не требуется, а условия труда соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.
Заполненный лист утверждается комиссией работодателя по проведению специальной оценки условий труда. Работодатель обязан ознакомить всех своих сотрудников в письменной форме с результатами проверки в течение 30 календарных дней со дня утверждения проверочных листов. Для этого работники должны проставить в листах свои подписи.
После утверждения проверочных листов работодатель в течение 30 дней должен сдать декларацию СОУТ. Декларация представляется в территориальную трудовую инспекцию по месту нахождения организации, филиала, представительства или месту жительства ИП. Декларацию представляют по форме, приведенной в приложении № 2 к приказу Минтруда от 31.10.2022 № 699н. В ней работодатель указывает, что на проверенных рабочих местах не выявлены вредные или опасные производственные факторы, и условия труда на них полностью соответствуют государственным стандартам охраны труда.
Поданная декларация является бессрочной и не требует повторного представления в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Иными словами, если условия труда на рабочем месте не изменяются, проводить повторную спецоценку данного места не нужно.
Если же в проверочном листе хотя бы на один вопрос дается ответ «да», то проверяемое рабочее место подлежит СОУТ с привлечением специализированной организации в общем порядке, установленном приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
Дистанционная форма медосмотров
С сентября 2023 года Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 № 866 дает возможность проводить медицинские осмотры водителей не только очно, но и дистанционно.
Перед сменой и после нее, а также в течение рабочего дня теперь разрешено проведение дистанционных медосмотров с использованием специальных медицинских изделий. Они должны обеспечивать дистанционную автоматизированную передачу данных о состоянии здоровья водителя. Однако не менее двух раз в год водитель все же должен очно проходить химико-токсикологические исследования на наличие в организме наркотиков, психотропов и их метаболитов.
Нововведение касается не всех категорий работников. Нельзя проходить медосмотр дистанционно:
- водителям междугородных пассажирских автобусов, осуществляющих маршруты более чем на 300 км
- водителям, перевозящим организованные группы детей
- водителям, перевозящим опасные грузы.
В том числе в связи данным нововведением, с сентября 2023 года внесены изменения в состав сведений путевого листа и порядок его оформления (Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2022 г. N 390)