Авторское право

Авторские права юридических лиц

Чем грозит нарушение авторских прав

Вы по незнанию или умышленно выложили на свой YouTube-канал ролик, нарушающий авторские права? Если правообладатель это заметил, он может подать заявку через специальную систему Content ID.

Как вы об этом узнаете? Все такие заявки попадают в раздел Авторские права Творческой студии YouTube:

Заявка ContentID не влечет за собой автоматическую блокировку канала или требование удалить ролик. Правообладатель может применить к вам одну из следующих санкций:

  • блокировка во всех или некоторых странах;
  • отключение звука — ролик будет доступен без звуковой дорожки;
  • монетизация: в видео появится реклама, весь доход от которой пойдет правообладателю;
  • запрет для показа на отдельных платформах и приложениях.

Чаще всего правообладатель идет по третьему пути, получая доход от рекламы в обмен на разрешение использовать материал.

Гораздо больше проблем возникнет, когда выложенное вами видео получает предупреждение о нарушении авторских прав. Если администрация YouTube сочтет жалобу правомерной, то видео будет удалено. Предупреждение вы увидите в том же разделе, что и заявки ContentID. Можно дождаться окончания довольно длинного срока действия (90 дней), а можно связаться с автором жалобы: или попросите его отозвать предупреждение, или смело направляйте встречное уведомление, если считаете, что видео удалено неправомерно.

Фатальные последствия для канала наступают после получения трех предупреждений:

  • блокировка аккаунта и всех привязанных к нему каналов;
  • удаление всех видео с канала;
  • запрет на создание новых каналов.

Так что, если вы не владелец маленькой армии ботов, с авторскими правами на своем канале лучше быть осторожным.

Незаконное использование музыки, защищенной авторскими правами, является пиратством. Законодатель предусмотрел за такую деятельность наказание от административного штрафа до исправительных работ и даже тюремного заключения сроком до двух лет (часть 2 статьи 146 УК РФ). Самое безобидное последствие — блокировка ресурса, на котором размещен пиратский контент, в соответствии со статьей 15.2 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Письмо себе

Автор может записать произведение на материальный носитель и отправить его себе ценным письмом с описью вложения.

Приведем пример. Автор распечатывает книгу, прописывает в ней свое имя, дату создания и запечатывает ее в конверт. На конверте указывает себя в качестве отправителя и получателя, свой адрес и отправляет конверт Почтой России. Получив конверт, его не вскрывает. При отправке на конверте будет проставлен почтовый штемпель, который и поможет в случае возникновения спора доказать обладание материалом в определенную дату. Если оппонент будет ссылаться на более позднюю дату, то в суде шансов на выигрыш у автора будет существенно больше.

Однако у этого способа также есть недостатки: отправление может быть утеряно или повреждено. Кроме того, возможно, автору придется доказывать, что письмо или почтовый штамп не подделка, конверт не был вскрыт, а после аккуратно заклеен.

Читатели «АГ» попросили ответить на несколько вопросов…

Можно ли отправить письмо с произведением по электронной почте?

Отправка произведения по электронной почте позволит зафиксировать дату его создания и автора, если документ будет соответствующим образом подписан. Об этом свидетельствует судебная практика (например, Определение ВС РФ от 1 июня 2020 г. № 302-ЭС20-7024 по делу № А33-22966/2018). Однако стоит понимать, что доступ к электронному почтовому ящику может быть утерян в результате неправомерных действий третьих лиц.

Является ли отправка письма самому себе альтернативой депонированию?

Удостоверение у нотариуса времени предъявления документа

За совершением этого нотариального действия можно обратиться в любую нотариальную контору. Автор представляет нотариусу первоисточник произведения, права на которое хочет защитить. Документ должен быть передан в двух экземплярах. При удостоверении времени предъявления документа нотариус исследует его и проверяет на предмет исправлений и подчисток. Если такие есть, то их нужно обязательно оговорить.

Затем нотариус совершает удостоверительную надпись на двух экземплярах представленного ему документа. В ней обязательно отражается следующая информация: Ф.И.О. нотариуса, адрес нотариальной конторы, дата и время предъявления документа, Ф.И.О. предъявителя документа и место его жительства.

Как отправить уведомление о нарушении авторских прав?

Чтобы подать жалобу, воспользуйтесь специальным инструментом.

Уведомление о нарушении авторских прав должно содержать перечисленные ниже сведения, без которых мы не сможем принять решение по вашему запросу.

1. Ваша контактная информация.

Необходимо указать данные, которые помогут с вами связаться, например адрес электронной почты, физический адрес или номер телефона.

2. Описание работы, права на которую были нарушены.

В жалобе нужно четко и полно описать, о каких материалах, защищенных авторским правом, идет речь. Если нарушены ваши права на несколько работ, по закону вы можете перечислить только основные из них.

3. URL материалов, предположительно нарушающих авторские права.

Жалоба должна содержать прямые ссылки на контент, который, по вашему мнению, нарушает ваши права. Только так мы сможем его найти. Обобщенной информации о местонахождении контента будет недостаточно. Укажите полные URL всех материалов.

4. Согласие со следующими утверждениями:

  • «По моему добросовестному предположению, использование защищенных авторским правом материалов, описанное выше как нарушение авторских прав, не было авторизовано владельцем авторского права или его агентом и не предусматривается законом».
  • «Информация в данном уведомлении является точной, и, осознавая всю меру ответственности за лжесвидетельство, я заявляю, что являюсь владельцем авторского права или уполномоченным представителем владельца эксклюзивного права, об ущемлении которого было заявлено».

5. Ваша подпись.

Жалоба должна быть обязательно заверена физической или электронной подписью правообладателя или его уполномоченного представителя. В качестве подписи можно указать свое полное имя.

Что такое «принудительная лицензия»?

В интересах общего развития культуры законодатели ряда стран установили ограничения авторских прав в пользу радио- и телевизионных организаций. В этих случаях последние не подчиняются правилу обязательного получения предварительного разрешения обладателя авторского права на использование его произведения. На практике это разрешение уже не требуется для музыкальных произведений, поскольку обладатели авторских прав осуществляют последние через организации, заключающие договоры иа трансляцию их репертуара с соответствующими радио- и телеорганизациями. В законах некоторых стран установлено, что отдельные виды произведений могут использоваться без разрешения, пока обладателю авторских прав на них выплачивается вознаграждение. Это как бы частичное ограничение исключительных прав авторов, устанавливаемое с помощью принудительных или основанных на законе лицензий.

Существуют три разновидности принудительных лицензий: на печатные произведения, записи и радиопередачи11.

11 ()

По принудительной лицензии обладатель авторского права обязан дать согласие на использование произведения третьей стороной, но обычно сохраняет право оговорить условия использования. Когда стороны не могут прийти к соглашению, размер вознаграждения определяется компетентным органом. В некоторых странах это делают гражданские суды, в других — компетентные организации — такие, как специальные авторско-правовые суды.

Право автора на перевод также ограничивается некоторыми национальными законами, чтобы облегчить возможность выпуска произведения в свет в переводе на другие языки. Права на перевод и воспроизведение по принудительным лицензиям устанавливаются в отдельных законах, которые содержат специальные правила для развивающихся стран с целью облегчить последним доступ к охраняемым произведениям. Данные вопросы будут подробно рассмотрены в главе 13.

Лицензии, основанные на законе, называют иногда «легальными». Они аналогичны принудительным лицензиям в том смысле, что позволяют использовать произведение без согласия автора, но с обязательной выплатой ему вознаграждения. Единственная разница состоит в том, что его размер устанавливается компетентным органом. «Легальная» лицензия применяется в отношении прав на механическое воспроизведение. В этом случае размер гонорара исчисляется в процентном отношении к розничной цене продаваемых записей. В некоторых странах он подсчитывается на количественной основе: определенная сумма с каждой проигрываемой поверхности. Обычно вознаграждение за такое использование перечисляется в специальный орган или общество, которое в соответствии с установленными правилами распределяет суммы между авторами.

Объекты авторского права и Интернет

Виталий Калятин обозначил некоторые особенности использования объектов авторского права в цифровой форме:

  • возможность использования в равной мере любых объектов;
  • возможности глобального использования;
  • повышение риска изменения объектов;
  • сложность установления подлинности объектов;
  • оторванность от вещного объекта;
  • низкая ценность материального носителя;
  • отсутствие развитого международного правового регулирования;
  • отсутствие цифрового исчерпания права – имеется в виду нераспространение на цифровые объекты положений ст. 1272 ГК РФ, согласно которым распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, если они уже были правомерно введены в гражданский оборот. Принцип исчерпания исключительного права относится только к материальным носителям, в которых заключаются те или иные объекты интеллектуальной собственности. Правило о таком свободном распространении не применяется к цифровым объектам.

Он также указал на особенности использования объектов авторского права в Интернете. Среди них он назвал проблемы определения юрисдикции и применимого права, пределов действия, необходимость аутентификации заинтересованных лиц, сложность пресечения правонарушений, скорость и масштабы распространения информации. Комментируя проблему определения юрисдикции и применимого права, эксперт сказал, что наиболее популярным подходом к ее разрешению является определение применимости права той или иной страны по направленности действий лица. Например, если автор размещает текст на русском языке на исключительно русскоязычном сайте, то в отношении текста считается применимым российское право об охране интеллектуальной собственности. Если же сайт имеет, например, и англоязычную версию, то правообладателям ресурса и (или) материалов необходимо изучать законодательство соответствующих стран. На сайте можно и напрямую сделать оговорку о целевой аудитории по признаку принадлежности к той или иной стране с целью упрощения установления применимого права при возникновении спорных ситуаций.

Интересно, что согласно праву Европейского союза пассивные продажи (то есть без целенаправленного, активного привлечения клиентов, покупателей) через сайт того или иного контента не приводят к попаданию «под юрисдикцию покупателя».

Кроме того, важно отметить, что с точки зрения гражданского законодательства использование объектов авторского права в Интернете отождествляется с доведением их до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (). Если же, например, речь идет об эфирном вещании через Интернет, то всемирная сеть в таком случае служит только способом передачи произведения, а не самим способом его использования, поскольку не предусматривается возможность выбора времени просмотра вещания

Если запись вещания, например, выкладывается на сайте и можно выбрать время ее просмотра или скачать ее, тогда речь идет уже о способе использования произведения – доведении до всеобщего сведения.

Виталий Калятин рассказал о подходах к пониманию того, чем является интернет-сайт (а если точнее – контент сайта) с точки зрения авторского права. Так, он выявил три таких подхода:

  • это составное произведение;
  • это база данных;
  • это специфический объект авторского права.

В настоящее время (с 1 октября 2014 года) ГК РФ относит интернет-сайты среди прочих объектов к составным произведениям (). При этом еще постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2008 г. № 255/08 были отменены судебные акты нижестоящих инстанций, когда Президиум ВАС РФ указал на то, что суды не оценили сайт в целом как составное произведение, а фактически рассматривали лишь один из элементов контента сайта (тексты, размещенные на нем), признав их неохраноспособными. Таким образом, ВАС РФ косвенно согласился с истцом, который настаивал на охраноспособности сайта как своего составного произведения.

В то же время, по словам эксперта, сейчас ничего не мешает признанию того или иного сайта базой данных, особенно с учетом того, что базы данных также относятся к категории составных произведений. Однако, по его мнению, наиболее удобным и простым способом урегулирования правового статуса сайтов было бы их обособление в качестве специфических объектов авторского права на уровне закона. Эксперт не исключает возможности внесения соответствующих поправок в законодательство в скором времени.

Депонирование

Депонирование представляет собой передачу экземпляра произведения на хранение с выдачей документа (обычно сертификата или свидетельства), подтверждающего, что произведение в определенную дату было принято от человека, который заявил свое авторство. Выданный при депонировании документ поможет установить временной приоритет и послужит весомым доказательством авторства, а экземпляр произведения, переданный на хранение, может быть предоставлен в качестве вещественного доказательства.

Раньше объекты авторских прав можно было депонировать в Российском авторском обществе (РАО). С середины 2018 г. РАО передало полномочия по предоставлению услуги депонирования произведений своим официальным партнерам – Национальному реестру интеллектуальной собственности (n’RIS) и Интеллектуальному регистратору авторских прав (IREG). Аналогичные услуги предоставляет также РАО «КОПИРУС».

Чтобы осуществить депонирование произведения, автору необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  • зарегистрироваться на официальном сайте одной из названных выше платформ (указать паспортные данные и прикрепить скан-копию документа, удостоверяющего личность);
  • загрузить в систему файл с произведением, которое автор желает депонировать;
  • выбрать срок депонирования и максимально полно передать информацию о загружаемом произведении (именно эти данные будут указаны в свидетельстве о депонировании);
  • оплатить услуги сервиса (после оплаты внесение изменений в ячейку и описание объекта становится невозможным);
  • получить свидетельство о депонировании (в бумажном или электронном виде).

Стандартная процедура депонирования занимает до 14 календарных дней – в зависимости от того, услугами какой платформы решил воспользоваться автор.

Где купить право на использование

Допустим, вы решили раскошелиться и заплатить за легальное использование музыкальной композиции. Как это сделать?

При покупке обращайте внимание на следующие моменты:

  • можно ли использовать композицию в рекламных целях;
  • можно ли использовать музыку в видео, которое монетизируется;
  • на каких платформах разрешено использование;
  • в каких странах и городах разрешено использование;
  • срок лицензии (бывает на определенный срок и бессрочная);
  • нужно ли указывать какую-либо информацию в описании к видео (имена авторов, ссылка на трек и т.п.);
  • количество видео, в которых можно использовать трек.

Защита авторских прав

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Согласно статье 1255 Гражданского Кодекса РФ, если автор создал произведение, то он может:

  • распоряжаться трудом на свое усмотрение, а также передать его для коммерческого использования другому человеку;
  • навсегда закрепить за собой моральное авторство на произведение;
  • требовать печать имени на экземплярах даже при условии отчуждения исключительного права;
  • опубликовать свой труд и запустить его в массовое обращение;
  • настаивать на неприкосновенности результатов его творчества.

Если какой-то человек прочитал в книге замысловатую фразу и решил сделать вид, что он сам ее придумал, то это будет нарушением — плагиатом.

А если, например, издатель выпустил новую книгу на основании уже существующей и указал там другого автора, то это грубое нарушения имущественных прав. Для таких случаев существует два громких и неприятных слова: фальсификат и пиратство.

Главным методом защиты от пиратства и кражи интеллектуальной собственности являются доказательства. То есть вам нужно иметь подтверждение того, что изначально материал принадлежал именно вам. Сформировать такие доказательства можно следующими способами:

  • публикация произведения в открытых источниках (СМИ);
  • депонирование в авторском обществе или юридической компании;
  • нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения;
  • использование специальных интернет-сервисов.

Как ограничивается охрана?

Кроме произведений, ставших общественным достоянием в силу истечения срока авторско-правовой охраны, есть еще две основные категории работ, лишенных охраны в интересах общества. Это официальные акты (а в ряде случаев правительственные документы), а также «новости дня». Об их использовании рассказано ниже.

Некоторые ограничения или пределы охраны авторских прав связаны с возможностью использования произведения без согласия автора, иногда с выплатой ему вознаграждения, а иногда и без таковой10. Указанные ограничения были установлены исходя из потребности найти правильное соотношение между заинтересованностью общества в доступе к достижениям науки и искусства и правами авторов.

10 ()

Указанные ограничения являются особыми исключениями из общего правила о том, что никто, кроме автора, не может воспроизводить, публиковать или использовать произведение иным способом. Изъятия из исключительных прав автора мотивируются не особенностями содержания произведения, а целью, преследуемой лицом, использующим произведение без авторского согласия. Именно цель, ради которой осуществлено издание, копирование или представление произвеления широкой публике, оправдывает ограничение исключительных прав писателя или художника.

Эти ограничения или пределы охраны авторских прав содержатся в законах, опирающихся на римское право. В законах, следующих англосаксонской традиции, приняты более или менее сходные правила на основе концепции так называемого «добросовестного использования» (fair use) или «добросовестного действия» (fair dealing). Эта концепция не поддается точному определению, но она была принята и разъяснена судами.

При рассмотрении дел об использовании, основанном на указанных ограничениях, судами принимаются во внимание несколько моментов, в частности количество и значимость использованных материалов по отношению ко всему произведению, цель и характер использования (коммерческий или некоммерческий), существо охраняемого произведения, воздействие использования на потенциальный рынок сбыта или ценность охраняемого произведения. Ограничения касаются в основном произведений, которые должны быть предоставлены для свободного использования в обществе при определенных условиях в соответствии с официально провозглашенными целями поощрения массовой информации, критических выступлений и образования

Ограничения касаются неофициальной и/или некоммерческой информации; копий или репродукций для сугубо личного пользования; цитат; использования в целях обучения; архивов и библиотек; постоянных памятников или произведений, находящихся в общественных зданиях

Ограничения касаются в основном произведений, которые должны быть предоставлены для свободного использования в обществе при определенных условиях в соответствии с официально провозглашенными целями поощрения массовой информации, критических выступлений и образования. Ограничения касаются неофициальной и/или некоммерческой информации; копий или репродукций для сугубо личного пользования; цитат; использования в целях обучения; архивов и библиотек; постоянных памятников или произведений, находящихся в общественных зданиях.

Кто прав в судебной тяжбе

Евгений Дедков уточняет, что судьба исков к «Формуле кино» и «Синема парку» с «Каро» зависит от того, был ли у киносетей заключен договор о выплате вознаграждения с РАО.

«Так как это крупные сети, наверняка контракты были, а значит по договору РАО может требовать выплаты долгов, – отметил эксперт. – Скорее всего, речь действительно идет о задолженности за предыдущие годы, и суд примет решение в пользу РАО».

По словам Дедкова, в этом случае не имеет значения, из какой страны правообладатель – дружественной или недружественной. Россия не выходила из международных соглашений по авторским правам, и принцип законности рассмотрения судебных решений никуда не делся.

«Да, был прецедент, когда российский суд учел то обстоятельство, что правообладатель из недружественной страны, однако это решение уже оспорили, – напомнил Дедков. – 21 июня 2022 г. Второй арбитражный апелляционный суд отменил решение первой инстанции по иску Entertainment One UK Ltd., правообладателя мультсериала «Свинка Пеппа», к индивидуальному предпринимателю Ивану Кожевникову о взыскании компенсации за нарушение авторских прав. Первая инстанция отказала истцу со ссылкой на то, что компания зарегистрирована в недружественной по отношению к России стране».

Так или иначе, доводы Арбитражного суда Кировской области, который счел введенные Великобританией санкционные меры против России обстоятельством, имеющим преюдициальное значение для иска о защите авторских прав, не устояли.

Другое дело, говорит Дедков, что в России много кинотеатров, которые изначально не стали заключать с РЭО контракта и решили расплачиваться с правообладателями напрямую – при этом общество пытается судиться и с ними. Сейчас в Суде по интеллектуальным правам (суде кассационной инстанции по делам о защите ИС) рассматривают четыре похожих дела, ответчики – два муниципальных кинотеатра в Республике Башкортостан, кинотеатры «Романов Синема 1» и «Романов Синема 2».

В таких случаях исход дела не очевиден – кинотеатры могут заявить о неправомерности требований РАО и попросить суд рассматривать каждый фильм и его юрисдикцию, чтобы понять, подлежит ли он начислению вознаграждения.

Источники авторского права, чем регулируется авторское право, нормы

Авторское право в России регулируется законодательством и международными договорами. Важнейшим источником является «Закон об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года, который был неоднократно изменен и дополнен. Этот закон определяет основные правила и принципы авторского права в России.

Кроме того, международные договоры о правах интеллектуальной собственности, такие как Бернская конвенция, Римская конвенция, Соглашение Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и другие, также оказывают влияние на регулирование авторских прав в России. Россия является участником этих международных соглашений и обязана соблюдать их нормы.

Нормы авторского права в России определяются как законами, так и подзаконными актами. Они включают в себя определения авторских прав, правила для приобретения и передачи этих прав, сроки действия авторских прав, а также особенности защиты авторских прав в судебном порядке. Кроме того, существуют нормы о смежных правах, которые касаются исполнителей, производителей фонограмм и видеозаписей, радиовещателей и других субъектов, связанных с интеллектуальной собственностью.

Все эти источники и нормы обеспечивают законное управление авторскими правами и защиту интеллектуальной собственности в России.

Принципы авторского права

Авторское право в разных странах, включая Россию, основывается на ряде общих принципов, которые обеспечивают защиту прав авторов и создателей интеллектуальных произведений. Вот основные принципы авторского права:

  1. Принцип исключительности: Этот принцип предоставляет авторам и создателям исключительное право на контроль за использованием своих произведений. Исключительное право включает в себя право на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, трансляцию и адаптацию произведений. Третьи лица должны получить разрешение от автора или правообладателя для использования произведения.
  2. Принцип авторства и признания: Авторы имеют право на признание их авторства и указание их имени при публикации произведения. Это право связано с уважением к творческой личности автора.
  3. Принцип независимости: Авторское право не зависит от регистрации или других формальных процедур. Произведение автоматически приобретает авторские права с момента его создания в фиксированной форме.
  4. Принцип срока действия: Авторские права имеют ограниченный срок действия. По истечении этого срока произведение переходит в общественное достояние, и его использование становится свободным.
  5. Принцип справедливого использования: Законодательство о праве на цитату и справедливое использование позволяет использовать произведения без разрешения автора в определенных случаях, например, для образовательных или информационных целей.
  6. Принцип охраны интересов общества: Авторское право старается уравновесить интересы авторов с интересами общества. Это включает в себя обеспечение доступа к произведениям, обмен информацией и научными исследованиями.
  7. Принцип защиты чести и репутации автора: Авторы имеют право на защиту своей чести и репутации от искажений, изменений или незаконного использования их произведений.
  8. Принцип соблюдения национальных и международных стандартов: Законодательство о праве автора в каждой стране должно соответствовать международным соглашениям и стандартам, таким как Бернская конвенция.

Эти принципы обеспечивают рамки и правила для защиты авторских прав и интеллектуальной собственности, обеспечивая баланс между интересами авторов и интересами общества в целом.

Особенности авторского права

Вот некоторые из основных особенностей авторского права в России:

Обширный перечень объектов: Российское законодательство охраняет широкий спектр объектов авторского права, включая литературные произведения, музыку, изобразительное искусство, аудиовизуальные произведения, компьютерные программы, фотографии, базы данных и многие другие формы интеллектуальной деятельности.
Длительный срок действия: Авторские права в России действуют на протяжении долгого срока — в течение жизни автора и еще 70 лет после его смерти. Это обеспечивает долгосрочную защиту интересов наследников автора.
Обязательная регистрация произведений: В России не требуется обязательной регистрации авторских произведений для приобретения прав

Авторское право возникает автоматически с момента создания произведения в фиксированной форме.
Право на имя автора: Авторы имеют право на указание своего имени при публикации произведения, и это право является важной частью авторского права.
Право на адаптацию и перевод: Авторы имеют право на создание адаптаций и переводов своих произведений, а также на защиту своего права на перевод на другие языки.
Исключительное право на использование: Авторы имеют исключительное право на использование своих произведений, и любое использование без их разрешения считается нарушением авторских прав.
Права смежных субъектов: В дополнение к авторам, смежные субъекты, такие как исполнители, производители фонограмм, радиовещатели и другие, также имеют свои права на контроль за использованием своих произведений и записей.
Защита в сети интернет: Авторское право в России также распространяется на сеть Интернет, и владельцы авторских прав имеют право бороться с незаконным распространением своих произведений в сети.
Совет по авторским правам: В России существует совет по авторским правам, который занимается регулированием авторских отношений, а также разрешением споров в этой области.

Эти особенности обеспечивают защиту авторских прав и интеллектуальной собственности в России, а также содействуют развитию культуры и инноваций в стране.

Что такое авторские права?

Прежде чем перейти к вопросам авторского права в трудовых отношениях, давайте разберёмся: а что же относится к авторским правам?

Авторские права перечислены в статье 1225 Гражданского кодекса РФ. Для удобства их можно разделить на следующие группы:

1. Личные неимущественные права

К числу личных неимущественный прав относятся право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.

Особенности этой группы прав следуют из названия. Личными они называются потому, что тесно связаны с личностью автора, а неимущественными — потому что с ними нельзя совершить действия, аналогичные действиям с имуществом (нельзя прощать, подарить и т.д.). Из этого и следует главная особенность данных прав — они всегда принадлежат только автору и никаким образом не могут быть переданы третьему лицу.

То есть даже если Вы приобрели права на какой-либо объект авторского права по договору — личные неимущественные права останутся у автора объекта. Такая же ситуация и с трудовыми отношениями, за некоторыми исключениями, о которых мы поговорим в разделе  4 этой статьи. Как и о том, что с этим делать и как использовать произведения, несмотря на сохранение личных неимущественных прав за автором.

2. Исключительное право

Собственно, когда речь заходит об авторских правах, обычно имеют в виду именно исключительное право. Исключительное право состоит в возможности использовать самому и разрешать другим использовать произведение. Правообладатель может использовать своё произведение любым не запрещённым законом способом. Гражданский кодекс РФ содержит перечень способов использования произведений, но даже несмотря на то, что он очень широк и охватывает действия от размещения в интернете до строительства здания по архитектурному проекту, закон оговаривает, что и иные способы, которые являются законными, могут быть реализованы правообладателем (или тем, кому он разрешил).

Исключительное право очень широко: вправе разрешить или запретить как коммерческое, так и на некоммерческое использование (кроме установленных законом случаев свободного использования произведения)

И что самое важное — оно может быть передано другому лицу: по договору, по наследству… И в трудовых отношениях, на что особенно мы обратим внимание далее в этой статье

3. Иные права

Кроме перечисленных выше прав закон предусматривает права, которые не вошли ни в одну из обозначенных выше групп: право следования, право доступа, право на осуществление авторского надзора, право на вознаграждение и другие. Подробнее об некоторых из этих прав — в таблице.

 Таким образом, понятие авторских прав гораздо шире, чем могло показаться на первый взгляд. Авторские права разнообразны, в законодательстве предусмотрен различный подход к ним, что надо учитывать при оформлении документов, в том числе по трудовым отношениям, если в ходе работы будут созданы объекты авторского права.

Как обеспечиваются интересы правосудия и управления?

Нужды правосудия, правоприменения и управления учтены всеми авторско-правовыми законами. В целом такие официальные тексты, как законы, решения судов и административных органов, исключены из сферы охраны. В некоторых законах то же самое предусмотрено» в отношении судебных речей, парламентских иЛи иных официальных выступлений. Произведения, которые охраняет авторское право, в суде также могут обычно использоваться без специального разрешения правообладателя. В некоторых странах, следующих традиции англосаксонского права, ни один правительственный документ или публикация не может быть объектом авторского права.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия Галилео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: