Тайчер Алексей Роменович: реализация собственных бизнес-планов
Тайчеру Алексею Роменовичу всегда нравилось решать сложные задачи, но в рамках госкомпаний ему было тесно. Поэтому в 2012 году он берет на себя организацию крупной сделки по покупке АО «СГ-Транс» — компании, профиль деятельности которой связан с закупкой, транспортировкой и продажей сжиженных углеводородных газов (СУГ).
Сделка проводится на условиях приватизационного аукциона, в результате которого 100% акций «СГ-Транс» приобретает основанная Владимиром Евтушенковым АФК «Система».
Тайчер Алексей становится президентом «СГ-Транс» и принимает ряд стратегических решений: проводит реструктуризацию бизнеса, запускает крупные девелоперские проекты на территориях, входящих в активы компании. Он делает ставку на перераспределение и оптимизацию всех ресурсов «СГ-Транса» — в том числе финансовых, информационных и человеческих. Топ-менеджер отлаживает процессы внутренней коммуникации, которые до его прихода не были идеальными, формирует принципиально новую систему мотивации персонала.
В результате шагов, которые предпринимает Тайчер Алексей Роменович, биография компании выходит на новый виток развития. В частности, значительно увеличиваются объемы транспортировки нефтеналивных грузов и газа.
В 2016-м АФК выходит из состава акционеров частного оператора, продав свою долю команде менеджмента. Алексей Тайчер впоследствии становится одним из собственников компании.
В 2022-м Национальное рейтинговое агентство (НРА) включает ж/д оператора, совладельцем которого на тот момент является Тайчер Алексей Роменович, в ESG-рэнкинг ведущих промышленных компаний России
В «СГ-Транс» уверены, что соблюдение принципов устойчивого развития не менее важно, чем наращивание производственных и финансовых показателей. В ходе составления рейтинга эксперты проанализировали социальную политику компании, которая направлена на создание достойных условий труда, развитие и мотивацию команды, а также оценили деятельность по сокращению углеродного следа
«СГ-Транс», будучи признанным лидером отрасли по перевозке сжиженных углеводородных газов, соблюдает в работе с опасным грузом строгие требования экологической и промышленной безопасности. В компании, развитием которой занимался Тайчер Алексей, налажен контроль за выбросами в окружающую среду, выполняется работа по размещению отходов, а также применяются все необходимые меры для снижения углеродного следа.
Бизнесмен входит в число сторонников масштабной цифровизации отрасли — особенно в части грузовых перевозок. Внедряя новые цифровые схемы логистики и учета грузов, Тайчер Алексей Роменович способствует развитию бизнеса, экономит время и финансы крупных клиентов компании. Он предлагает стратегии трансформации предприятия, базирующиеся на внедрении передовых технологий и решений в деятельность «СГ-Транс».
Также Тайчер Алексей Роменович направляет инвестиции в создание инновационных технологий производства и новые промышленные разработки.
В августе 2023 года появляется информация о смене состава собственников «СГ-Транса». Из капитала компании решают выйти мажоритарные акционеры Смыслов Сергей Рудольфович и Тайчер Алексей Роменович. Новости сообщают о том, что Тайчер принимает решение покинуть бизнес, чтобы сфокусироваться на развитии Группы «ТрансФин-М» (ему принадлежит контрольный пакет акций) и на новых активах в сфере логистики.
Образование и карьера менеджера
Алексей Роменович родился в 1979 году в Ленинграде. Выпускник Петербургского госуниверситета путей сообщения (поступил в 16 лет после гимназии). Карьеру финансиста начал еще в студенческие годы — помощником финдиректора компании «Евросиб», занимавшей тогда лидирующие позиции на рынке грузоперевозок северо-запада страны.
В 2000 году он году с отличием окончил университет, а спустя три года получил степень MBA в области финансов.
В 2003-м переехал в Москву, где занял руководящую должность в концерне «Союзвнештранс». На новом месте управлял проблемными активами предприятия. Один из них был успешно продан известному российскому банку.
В 2005 году Тайчера пригласили в РЖД на должность советника первого вице-президента. В составе рабочей группы Алексей Роменович занимался разработкой модели железнодорожных грузовых перевозок. Впоследствии созданная концепция стала основой реформирования всей железнодорожной отрасли.
С его непосредственным участием была создана и подготовлена к приватизации ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК). В конце 2011 года одна из дочерних структур Владимира Лисина приобрела на аукционе 75% акций предприятия, заплатив за них 125,5 млрд рублей.
Позже Тайчера пригласили возглавить другую дочернюю компанию РЖД, находившуюся на грани банкротства. За три года АО «Федеральная грузовая компания» вышло в число ведущих грузовых перевозчиков и выплатило госкорпорации 40 млрд рублей в качестве дивидендов.
Холдинг «ТФМ»: создание, активы, новые направления
Собственный бизнес Тайчер начал выстраивать в 2012 году. В партнерстве с предпринимателем Владимиром Евтушенковым была выкуплена «СГ-Транс» — компания, занимавшаяся закупкой, транспортировкой и реализацией сжиженных углеводородных газов (СУГ). Финансированием сделки занимался «Газпромбанк». Предприятие переживало непростые времена после нескольких реорганизаций. С приходом новых собственников ситуация кардинально изменилась. В настоящее время «СГ-Транс» — крупнейший в России перевозчик СУГ. В его активе 10 филиалов и 10 ремонтно-испытательных комплексов (РИК) подвижного состава. Единовременно РИКи компании могут обслуживать до 400 грузовых вагонов. Лидирующие позиции предприятия на рынке подтверждает и его высокий кредитный рейтинг — согласно новости, которую приводит агентство НКР, он зафиксирован на уровне A+.ru со стабильным прогнозом.
В 2019 году Тайчером в рамках MBO (Management buyout) на заемные средства было приобретено ПАО «ТрансФин-М», ставшее ключевым активом группы «ТФМ». Основным направлением деятельности компании является лизинг портового оборудования и спецтехники, воздушного и водного транспорта. Предприятие владеет 21 судном различного класса. По объему лизингового портфеля «ТрансФин-М» занимает шестую строчку в российском рэнкинге. Его размер на 1 июля 2021-го составлял свыше 170 миллиардов рублей. Компания также стала значимым игроком российского рынка долговых обязательств, разместив 18 выпусков облигаций на сумму свыше 90 млрд рублей.
В 2019 году на базе активов «ТФМ» был создан единый оператор грузовых вагонов ООО «Атлант». Сегодня «Атлант» — в списке крупнейших ж/д перевозчиков России, располагая 60 тысячами вагонов. По количеству крытых вагонов предприятие занимает второе место на российском рынке. В числе его клиентов — более 300 грузоотправителей, представляющих различные отрасли экономики.
Еще одной сферой деятельности «ТФМ» является оказание майнинговых услуг при разработке открытых горных месторождений. В этой сфере задействованы два предприятия группы — «ТФМ-Спецтехника» и «ТФМ-Восток». Их силами ведется разработка 10 месторождений на территории шести регионов России. Основной портфель заказов был сформирован в 2020-2021 гг. при непосредственном участии Алексея Тайчера.
Тайчер Алексей Роменович: новости в железнодорожной индустрии
Новым вызовом в профессиональной биографии Тайчера Алексея Роменовича стало предложение госкорпорации ОАО «Российские железные дороги». Топ-менеджера с опытом работы в транспортной отрасли пригласили на пост советника первого вице-президента РЖД. Компетенции и экспертиза, которыми обладал Тайчер Алексей, были необходимы для разработки принципиально новой модели рынка грузоперевозок. Документ, созданный командой профессионалов, кардинально изменил отрасль.
Тайчер Алексей Роменович с командой авторов ЦМР (целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок) представили комплексное видение развития операторского рынка. Они обосновали необходимость и целесообразность формирования нескольких крупных частных компаний-операторов, под управлением которых должно находиться не менее 200 тысяч вагонов. Также документ, в разработке которого участвовал Тайчер Алексей, предложил наиболее устойчивую и инвестпривлекательную модель развития частных грузовых перевозчиков. Эта концепция легла в основу долгосрочной стратегии отрасли и позволила определить приоритеты ее реформирования.
Создатели ЦМР получили благодарность от президента РЖД. В их числе и Тайчер Алексей Роменович. Новости о награждении авторов документа появились через два года после утверждения модели.
В дальнейшем в ходе реформы из структуры РЖД был выделен операторский бизнес, на базе которого создали крупнейшего игрока на рынке железнодорожных грузоперевозок — «Первую грузовую компанию» (ПГК). Тайчера Алексея назначили первым заместителем гендиректора ПГК. В этой должности работал с 2007 по 2012 годы.
Он взял на себя сложную задачу — подготовку компании к приватизации. И справился с ней: в 2011-м была заключена крупнейшая сделка в сфере железнодорожного транспорта, организацией которой занимался Тайчер Алексей Роменович. Новости о том, что на открытом аукционе 75% акций ПГК за вычетом двух акций купил UCL Holding (NLML.IL) Владимира Лисина за рекордные 125,5 млрд рублей, опубликовали в конце октября.
В 2012-м топ-менеджер покинул ПГК и ушел в частный бизнес. Однако в структуру РЖД Алексей Тайчер вернулся спустя три года — госкорпорации вновь потребовались его знания и опыт. На этот раз — чтобы вывести из крайне затруднительного финансового положения АО «Федеральная грузовая компания».
Когда в структуру пришел Тайчер Алексей Роменович, биография ФГК переживала не лучший период, балансировуя на грани банкротства. Эксперту потребовалось три года, чтобы вывести структуру из аутсайдеров в статус самого прибыльного актива РЖД, который с 2015 по 2018 годы принес головной корпорации 40 миллиардов рублей дивидендов из собственной прибыли.
Тайчер Алексей заложил основы цифровой трансформации ФГК. По его инициативе компания начала реализовывать проекты по внедрению передовых технологий в свою деятельность. В частности, Алексей Тайчер инициировал применение инновационных решений, позволяющих оптимизировать все основные направления работы ФГК, — в том числе развитие инфраструктуры и перевозок, работу с подвижным составом и персоналом. Также топ-менеджер выступил за использование элементов искусственного интеллекта в управлении грузоперевозками. Эта технология примененяется, в частности, для управления активами и профилактического обслуживания железнодорожного транспорта. Алгоритмы машинного обучения и нейросети сегодня помогают оптимизировать графики движения подвижного состава и минимизировать задержки.
В период, когда Алексей Тайчер руководил компанией, российская железнодорожная сеть поднялась с 24 на 15 место по уровню развития инфраструктуры. Такие данные были представлены на Всемирном экономическом форуме.
Государственные задачи
Впервые руководство РЖД обратило внимание на талантливого управленца Тайчера в 2005 году — он стал советником первого вице-президента госкомпании. Позже Тайчер вместе с коллегами работал над созданием целевой модели реформирования рынка грузовых ж/д перевозок, которая кардинально изменила всю отрасль
В 2011 году Алексею Тайчеру предложили подготовить к приватизации дочку РЖД — ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК). Эта компания-оператор грузовых железнодородных перевозок была создана в 2007-м, а уже через год, после кризиса 2008-го, зашла речь о необходимости ее приватизации. Изначально прорабатывался вариант IPO компании — размещение акций на бирже. Однако совет директоров РЖД принял решение о продаже ПГК на аукционе.
В итоге госкорпорация продала ПГК фирме UCL Holding (NLML.IL) бизнесмена Владимира Лисина почти за $7,5 млн. На сегодняшний день эта самая крупная приватизационная сделка в транспортной отрасли России.
Позже Тайчера приглашают возглавить «Вторую грузовую компанию» (с 2012 года — «Федеральная грузовая компания» (ФГК). На тот момент ФГК была на грани банкротства, но с приходом нового руководителя все поменялось. «Дочка» РЖД стала сверхприбыльной и уже через три года заплатила около 40 млрд рублей дивидендов в пользу госкорпорации. Впервые за всю историю ФГК заняла первую строчку в рейтинге российских грузовых железнодорожных операторов.
Руководство РЖД и Правительство РФ высоко оценили вклад Тайчера в развитие железнодорожной отрасли. В 2007 году он получил благодарность от президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина за вклад в развитие целевой модели ж/д рынка транспортных услуг. В 2016-м Максим Соколов, в то время возглавлявший Министерство транспорта России, наградил его медалью «Почетный транспортник СНГ» за вклад в укрепление и развитие сотрудничества в транспортной отрасли Содружества Независимых Государств. В декабре того же года за высокий профессионализм, инициативный и эффективный труд, достижение больших результатов в производственной деятельности и выдающиеся достижения уже новый генеральный директор ОАО “РЖД” Олег Белозеров вручил Алексею Роменовичу именные часы Президента ОАО «Российские железные дороги». В 2020-м действующий глава федерального Минтранса Виталий Савельев наградил Тайчера знаком «Почетный железнодорожник».
Казалось, Алексей Тайчер мог бы построить блестящую карьеру на государственной службе, но, несмотря на очень успешные кейсы в резюме, он выбирает частный бизнес.
Бизнес по душе
Частный бизнес всегда был ближе топ-менеджеру, потому что он предполагает больше вызовов. В 2018 году Тайчер Алексей Роменович оставил пост генерального директора «Федеральной грузовой компании» и сосредоточился на развитии собственного дела.
В 2019 году бизнесмен с партнерами приобретает акции ПАО «Трансфин-М», которое специализируется на финансовом и операционных лизингах в сфере транспорта, спецтехники, портового оборудования. В активе компании — 21 судно различного назначения, вида и класса. Ранее «Трансфин-М» принадлежала НПФ «Благосостояние». С приходом Алексея Тайчера она вышла в лидеры b&b рынка. Сейчас «Трансфин-М» развивает также направления лизинга коммерческой недвижимости и экологического лизинга.
В том же году группа ТФМ объявила о создании единого оператора железнодорожного подвижного состава на базе ООО «Атлант». На данный момент в парке компании более 60 тыс. вагонов. Она оказывает услуги по оперированию подвижным составом и аренде более чем 300 клиентам.
Под управлением ТФМ также работает ООО «ТФМ-Спецтехника». Оно перестало быть проблемным активом после смены собственника. Компания финансирует лизинговые сделки по приобретению спецтехники для горных работ, перевалки грузов на разрезах, шахтового оборудования, грейферных перегружателей и различной вспомогательной техники. Также рассматривает сделки по возвратному лизингу. В ее парке насчитывается 240 единиц различной техники. Клиентами ТФМ-Спецтехники» являются крупные промышленные предприятия по разработке месторождений. Портфель заказов компании на 90% сформировался в течение 2020-2021 годов.
По прогнозам экспертов, к 2022 году «ТФМ-Спецтехника» станет крупнейшим оператором в стране по оказанию полного комплекса услуг при ведении открытых горных работ.
Помощь от сердца
Группа компаний ТФМ сотрудничает с благотворительными организациями, помогает детским домам и людям с ограниченными возможностями.
С 2018 года «Трансфин-М» является одним из официальных спонсоров Федерации горнолыжного спорта России и Кубка наций по велосипедному спорту на треке. Горнолыжный спорт поддерживает и «СГ-Транс».
Этапы в карьере
2003-2005 гг. Переехал в Москву. Работал в ООО «Концерн Союзвнештранс». Как антикризисный менеджер управлял проблемными активами предприятия. Главной задачей Тайчера являлась оптимизация, упаковка и продажа нереализованных объектов недвижимости, а также бизнес-проектов. Один из них при непосредственном участии Тайчера был выгодно продан крупному банку.
2005-2007 гг. Занимал позицию советника первого вице-президента ОАО «Российские железные дороги». Входил в состав экспертной группы, выполнявшей государственную задачу, — разработку Целевой модели рынка (ЦМР) грузовых железнодорожных перевозок. ЦМР стала основным программным документом, на базе которого происходила трансформация железнодорожного комплекса России. Документ также был одобрен Правительством РФ. За участие в подготовке ЦМР Тайчер получил благодарность президента РЖД.
2007-2012 гг. Занимал пост первого заместителя гендиректора дочернего предприятия РЖД — АО «Первая грузовая компания» (ПГК). Тайчер принял участие в развитии перевозчика и подготовке его к приватизации. Осенью 2011 года 75% минус две акции ПГК были проданы за 125,5 миллиардов рублей.
2012-2015 гг. Президент «СГ-Транс». В 2012 году Тайчер в партнерстве с владельцем АФК «Система», предпринимателем Владимиром Евтушенковым, приобрел ОАО «СГ-Транс». Сделка профинансирована «Газпромбанком». На момент приобретения предприятие занималось закупкой, транспортировкой и реализацией сжиженных углеводородных газов (СУГ). Было принято решение сконцентрироваться на транспортных услугах. Позднее «СГ-Транс» расширил сферу деятельности, увеличил сеть вагоноремонтных предприятий и освоил перевозку наливной химии в танк-контейнерах.
В 2016 году АФК «Система» вышла из бизнеса, продав свои 50% акций частным инвесторам.
Сегодня в распоряжении открытого акционерного общества 10 ремонтно-испытательных пунктов, способных обслужить одновременно до 400 вагонов-цистерн. Согласно новости рейтингового агентства НКР, «СГ-Транс» в 2021 году был присвоен кредитный рейтинг А+.ru. В отчете агентства отмечено качество управления, прозрачность акционеров и высокий уровень рентабельности бизнеса.
2015-2018 гг. Генеральный директор дочернего предприятия РЖД АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК). К моменту назначения Алексея Роменовича главой компании ФГК находилась на грани банкротства. За три года ФГК вышла в лидеры российского рынка грузовых ж/д перевозок и стала самым прибыльным активом корпорации, выплатив 40 млрд рублей дивидендов.
С 2019 года — председатель Совета директоров ПАО «Трансфин-М». В 2019-м Тайчер с партнерами на заемные средства в рамках management buyout выкупил у НПФ «Благосостояние» лизинговую компанию «ТрансФин-М».
За год новые собственники во главе с Тайчером качественно модернизировали структуру активов. В 2021 году лизинговый портфель компании превысил 170 млрд рублей, а собственный капитал по стандартам РСБУ — 43 млрд рублей. Появились новые направления деятельности, включая лизинг коммерческой недвижимости, цифровой и экологический лизинг.
Помимо этого, были основаны новые дочерние предприятия. В 2019-м создан оператор подвижного состава ООО «Атлант». За два года количество вагонов в управлении «Атланта» выросло в три раза, превысив в 2021 году 60 тысяч единиц. В этом же году предприятие, согласно данным информационно-аналитического агентства INFOLine, по количеству вагонов в собственности занимало четвертое место в России. Ежегодно подвижной состав компании перевозит более 30 млн тонн груза различного назначения. В марте текущего года учредители произвели докапитализацию предприятия на сумму 10 млрд рублей.
В 2020-м ПАО «ТрансФин-М» включено в список системообразующих предприятий транспортной отрасли.
[править] Тайчер Алексей Роменович. Новости о следующем назначении
Важным поворотом в трудовой биографии Тайчера Алексея Роменовича стало взаимодействие с «Российскими железными дорогами». В 2005 году он занял пост советника первого вице-президента транспортного гиганта.
В функционал Тайчера Алексея вошли следующие задачи:
- участие в выработке управленческих решений, в том числе в области инвестиций, развития инфраструктуры и модернизации оборудования;
- анализ рынка и железнодорожной отрасли, исследование новых тенденций и технологий;
- работа над улучшением операционной эффективности и оптимизацией ж/д перевозок;
- мониторинг и управление финансовыми показателями и бюджетом в соответствии с целями компании.
Тайчер Алексей Роменович участвовал в разработке стратегически значимого проекта, направленного на повышение эффективности ж/д отрасли. Под ним подразумевается создание целевой модели рынка грузовых перевозок по железной дороге. Этот процесс потребовал значительного количества времени и объема ресурсов.
Над подготовкой документа трудилась большая команда высококвалифицированных специалистов. Ими были проведены глубокие исследования соответствующего рынка, определены слабые места отрасли и новые возможности для ее улучшения.
Целевая модель стала отправной точкой для проведения широкомасштабной реформы грузовых железнодорожных перевозок. Изменения привели к более конкурентоспособному рыночному сегменту и улучшили условия для клиентов.
Одним из ключевых шагов реформы стало выделение операторского бизнеса из структуры «Российских железных дорог». Это позволило создать отдельную структуру, которая сфокусировалась на оказании качественных услуг в области грузовых железнодорожных перевозок. Ее название — «Первая грузовая компания» (ПГК).
Впоследствии ПГК станет одним из ведущих игроков своей отрасли. Во многом это стало возможным благодаря грамотной стратегии развития, в реализации которой на протяжении нескольких лет участвовал Тайчер Алексей Роменович. Новости о его назначении на должность первого замгендиректора были во многих крупных СМИ. Этот пост он занимал в период с 2007 по 2012 год.
Именно Тайчер Алексей Роменович, биография которого тогда уже включала большой управленческий опыт, был назначен ответственным за подготовку ж/д оператора к приватизации. Он проводил подробную оценку активов компании, включая инфраструктуру, вагоны и др. Вместе с представителями компании вел переговоры с потенциальными покупателями.
Приватизация железнодорожного оператора потребовала огромных усилий и экспертизы. Алексей Тайчер и его команда сыграли важную роль в ее успешной реализации. Сделка была завершена в 2011 году и стала крупнейшей в РФ среди подобных. Речь о сумме в 125,5 миллиарда рублей.
В 2012 году, согласно новостям, Тайчер Алексей Роменович принял решение сфокусироваться на частном бизнесе. Однако спустя три года он на время все же вернулся в команду «Российских железных дорог». Одна из дочерних структур госкорпорации нуждалась в сильном антикризисном менеджере, который имеет опыт работы с компаниями, находящимися в сложном экономическом положении и даже на грани банкротства.
Тайчеру Алексею доверили управление «Федеральной грузовой компанией». Буквально за три года ему удалось разработать и реализовать эффективную стратегию развития, которая включала в себя определение целей и приоритетов компании. Он создал мотивированную и высококвалифицированную команду, которая разделяла его видение и стремилась к общим целям.
Алексей Тайчер, будучи сторонником цифровизации грузовых перевозок по железной дороге, сосредоточился на внедрении передовых технологий и инноваций. Благодаря им удалось оптимизировать инфраструктуру, логистику, управление подвижным составом и работу персонала.
По мнению Тайчера Алексея Роменовича, применение искусственного интеллекта, например, для выгодного изменения маршрутов и прогнозирования сроков доставки повышает эффективность и безопасность перевозок. Датчики и системы мониторинга, установленные на ж/д путях и вагонах, позволяют собирать и анализировать большие объемы данных для экономии ресурсов и сокращения времени обслуживания.