Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки
Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.
По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.
Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:
-
налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;
-
убытки в течение 2-х лет подряд;
-
высокая доля вычетов НДС (более 89%);
-
расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);
-
среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе
-
частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);
-
расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;
-
всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;
-
непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);
-
смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;
-
существенное отклонение уровня рентабельности;
-
ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).
На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.
Откуда инспекторы берут информацию для проверки
Источниками информации о налогоплательщике могут стать не только отчетность и декларации. Сейчас налоговая служба использует разные сложные программы. С их помощью инспекторы получают, сопоставляют и анализируют сведения из разных источников.
Программа АСК «НДС-2». Автоматизированная система контроля отчетности по НДС. Позволяет соотносить между собой данные из книг покупок и книг продаж всех плательщиков этого налога. Алгоритм сопоставляет каждый документ и выявляет «разрывы цепочек НДС».
Если ваш контрагент не включил в книгу покупок счет-фактуру, которую вы отразили в книге продаж, система это обнаружит. Далее будет проверяться движение средств по счетам обеих компаний, запрашиваться пояснения и дополнительная информация.
Банковская выписка по расчетным счетам компании. По запросу банки предоставляют налоговикам выписки по всем счетам клиентов. В рамках контроля ФНС может запросить дополнительные сведения о подозрительных сделках, а также сведения о движении и остатках денежных средств.
Онлайн-кассы. Кассы передают в налоговую такую информацию о налогоплательщике: дату и время покупки, место сделки, наименование товара или услуги, а также многое другое. С помощью касс в режиме онлайн можно проанализировать выручку за любой период по конкретной компании, отрасли, городу и т. д.
Например, в одном районе есть два овощных магазина одинаковой площади. При этом выручка одного в два раза больше, чем у другого. После анализа информации, поступающей с онлайн-касс, с большой долей вероятности к владельцу второго магазина появятся вопросы.
Единый реестр ЗАГС. Система позволяет отслеживать сделки между взаимозависимыми компаниями и предпринимателями. С ее помощью выявляют факт дробления бизнеса, чтобы получить выгоду от применения специальных налоговых режимов или льгот.
Регистрация бизнеса на родственников, проведение сделок между аффилированными компаниями часто вызывают вопросы инспекторов и находятся в зоне их внимания.
АИС «Налог-3». Автоматизированная информационная система, которая содержит огромный массив информации о физических лицах. В ней есть сведения об имуществе, доходах и вкладах каждого из нас. С ее помощью налоговики выявляют граждан, ведущих бизнес без регистрации, недобросовестных арендодателей, серые схемы по зарплате.
Например, получая деньги от сдачи квартиры или часть зарплаты в конверте, человек регулярно кладет их на кредитную карту. Рано или поздно это может вызвать вопросы.
Вносятся ли изменения в акт проверки?
О праве инспекторов внести изменения в акт проверки после его вручения проверяемому лицу ничего не сказано ни в Налоговом кодексе, ни в Требованиях.
Таким образом, налоговое законодательство не предоставляет налоговому органу право самостоятельно вносить какие-либо изменения и дополнения в акты налоговых проверок.
Вместе с тем прямого запрета на подобные действия контролеров также не установлено.
В пункте 2 Требований сказано, что в акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления. Исключение – исправления, оговоренные и заверенные подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы) и проверяемого лица (его представителя). При этом исправление ошибок в акте с помощью корректирующего или аналогичного средства не допускается.
Получается, что по смыслу п. 2 Требований изменения в акт проверки все же могут быть внесены. Например, налоговики могут исправить так называемые технические ошибки, поскольку это не связано с установлением новых обстоятельств выявленных при проверке правонарушений. Соответственно, такие действия контролеров не нарушают права налогоплательщика и не могут привести к принятию неправомерного решения по результатам проверки. Но в любом случае внесение изменений в акт налоговой проверки (в том числе в целях исправления технических ошибок) должно быть согласовано с проверяемым лицом. Это следует из п. 2 Требований.
Документы, представляемые с актом проверки
В соответствии с п. 3.1 ст. 100 НК РФ к акту проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки. Документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не приобщаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных ИФНС выписок (см. Письмо ФНС России от 24.08.2022 № ЗГ-3-2/9094@).
Таким образом, на ИФНС возложена обязанность прилагать к акту проверки не все полученные в ходе проверки документы, а только те, которые подтверждают факты нарушения налогоплательщиком налоговых норм, выявленные в ходе проверки, чтобы плательщик имел возможность с ними ознакомиться и представить свои возражения (см. Постановление АС МО от 07.12.2020 № Ф05-17587/2020 по делу № А40-296804/2019). Иначе говоря, налоговики обязаны ознакомить налогоплательщика с документами, которые подтверждают факты совершения им налоговых правонарушений и которые были получены налоговым органом не от этого налогоплательщика (см. Письмо ФНС России от 31.05.2019 № 03-02-07/1/41046, Постановление АС УО от 17.12.2019 № Ф09-7832/19 по делу № А34-8929/2017).
Отсутствие у налогоплательщика обозначенных документов (их копий) не позволяет ему в полной мере реализовать свое право на представление объяснений (возражений) по сведениям, содержащимся в данных документах, и оценить их влияние на обоснованность выводов акта проверки. В свою очередь, это влечет ограничение его прав на полноценное участие в рассмотрении материалов проверки, что можно квалифицировать как нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ). Такие выводы содержатся, в частности, в Постановлении АС УО от 26.04.2018 № Ф09-1584/18 по делу № А34-12498/2016.
Однако если в акте проверки и решении достаточно полно изложены обстоятельства допущенных налогоплательщиком правонарушений, имеются ссылки на документы, полученные в ходе проверки и явившиеся основанием для выводов, сделанных ИФНС, а налогоплательщик реализовал свое право на ознакомление с результатом проверки, представил возражения на акт проверки и участвовал в рассмотрении материалов проверки, то ссылку налогоплательщика на отсутствие приложений к акту как на существенное нарушение процедуры вынесения решения по проверке арбитры, скорее всего, отклонят (см., например, Постановление АС ПО от 14.06.2022 № Ф06-19357/2022 по делу № А55-8310/2021).
Способ вручения акта
Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ акт проверки должен быть вручен проверяемому лицу (или его представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено данным пунктом. Кстати, ни один из указанных в названной норме способов вручения акта – под расписку или иной (альтернативный) способ – не является приоритетным. Поэтому инспекторы самостоятельно определяют, каким именно способом вручить акт проверяемому налогоплательщику (что следует, например, из Решения ФНС России от 31.05.2017 № СА-4-9/10272@).
Отметим: вручение проверяемому лицу отдельных разделов акта либо иных его частей, в том числе выписок из акта, промежуточных и рабочих материалов, иных материалов проверки, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено (см. Письмо ФНС России от 27.08.2007 № 06-1-02/558).
В случае уклонения проверяемого лица от получения акт направляется ему заказным почтовым отправлением. При этом в акте должна быть сделана соответствующая пометка (п. 5 ст. 100 НК РФ, п. 4 Требований). Налоговым кодексом не определено понятие «уклонение от получения акта налоговой проверки». Арбитры под данным термином, как правило, подразумевают сознательные и преднамеренные действия налогоплательщика, направленные на неполучение акта.
Если подобной отметки в акте нет, а заказное письмо из ИФНС получено с нарушением установленного срока (или не получено вовсе), эти обстоятельства некоторые суды могут признать достаточными для отмены решения по проверке (см., например, Постановление АС УО от 02.03.2015 № Ф09-185/15 по делу № А60-5496/2014).
Но существует и другая позиция: если контролеры направили проверяемому лицу акт проверки с соблюдением всех процессуальных сроков, то нарушения нет, даже если в акте отсутствует отметка об уклонении лица от получения документов по проверке лично (или представителем).
К примеру, АС ДВО в Постановлении от 03.08.2022 № Ф03-3440/2022 по делу № А51-6626/2021 указал следующее. В материалах дела имеются доказательства того, что налоговый орган направил акт налоговой проверки заказным письмом по адресу местонахождения налогоплательщика-общества, указанному в ЕГРЮЛ. Соответственно, налоговики исполнили свою обязанность по направлению акта налоговой проверки, предусмотренную п. 5 ст. 100 НК РФ.
Арбитры подчеркнули: налогоплательщик должен обеспечить прием почтовой корреспонденции по внесенному в ЕГРЮЛ адресу или принять меры к информированию почтового отделения связи по месту нахождения о необходимости пересылки почтовой корреспонденции по иному адресу своего местонахождения (см. также Постановление АС ДВО от 03.08.2022 № Ф03-3440/2022 по делу № А51-6626/2021).
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 № 09АП-26983/2013, 09АП-26984/2013 по делу № А40-132828/12 также отмечено, что в НК РФ не прописаны конкретные случаи, когда дата получения корреспонденции, отправленной по почте, определяется расчетным путем как 6 дней с даты отправки. Один из них – отправка акта проверки, от получения которого под расписку уклонился налогоплательщик, – в этом случае акт считается полученным на 6-й день с даты его отправки налоговиками.
Что нужно запомнить о налоговых проверках
Если к вам пришли с налоговой проверкой, будьте проактивны и не пускайте процесс на самотек. Это поможет вам эффективно обжаловать решение налоговой и даже отменить его и следующие из него доначисления и штрафы.
- Проверяйте план выездных проверок на текущий год, чтобы заранее подготовиться к ней.
- Участвуйте в проводимых контрольных мероприятиях.
- Назначайте ответственного сотрудника, чтобы инспектор не дергал всю бухгалтерию. Если проверка проходит на территории компании, выделяйте отдельный кабинет или помещение.
- Обучайте сотрудников правилам поведения при проверке.
- Передавайте документы строго по описи. Контролируйте процесс сбора материалов и доказательств проверки.
- Выявляйте и фиксируйте нарушения в проведении проверки. Подавайте жалобы.
- Сохраняйте спокойствие.
Кто подписывает акт проверки?
Акт должен быть подписан 2 сторонами: сотрудниками ИФНС, проводившими проверку, а также проверяемым лицом или его представителем.
Заметим, что иногда налоговики нарушают порядок подписания акта. Например, его может завизировать сотрудник, который не был указан в решении о проведении ВНП и в ней не участвовал. Или наоборот, в акте будет отсутствовать подпись кого-то из тех, кто проводил проверку.
Ни то, ни другое, скорее всего, не повлияет на итоги проверки и не поможет оспорить ее результаты. Об этом свидетельствует арбитражная практика (см., например, постановления президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11, ФАС Московского округа от 27.06.2014 № Ф05-6192/2014 по делу № А40-188140/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2013 по делу № А81-2308/2012 и др.).
Характерные нарушения
Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:
Занижение налоговой базы.
Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.
Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.
Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.
Завышение расходов.
Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.
Неправильное применение УСН.
Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.
Непредставление документов в налоговый орган.
Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.
Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».
Шаг 5: требование об уплате налогов
Требование об уплате налогов, пеней и штрафов на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу данного решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).
Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование, направленное организации налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, передается руководителю организации лично под расписку или направляется по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.