Выездная налоговая проверка: алгоритм, как подготовиться и порядок проведения

К вам пришла проверка — процедура выездной проверки — как оформляются результаты выездной проверки

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Откуда инспекторы берут информацию для проверки

Источниками информации о налогоплательщике могут стать не только отчетность и декларации. Сейчас налоговая служба использует разные сложные программы. С их помощью инспекторы получают, сопоставляют и анализируют сведения из разных источников.

Программа АСК «НДС-2». Автоматизированная система контроля отчетности по НДС. Позволяет соотносить между собой данные из книг покупок и книг продаж всех плательщиков этого налога. Алгоритм сопоставляет каждый документ и выявляет «разрывы цепочек НДС».

Если ваш контрагент не включил в книгу покупок счет-фактуру, которую вы отразили в книге продаж, система это обнаружит. Далее будет проверяться движение средств по счетам обеих компаний, запрашиваться пояснения и дополнительная информация.

Банковская выписка по расчетным счетам компании. По запросу банки предоставляют налоговикам выписки по всем счетам клиентов. В рамках контроля ФНС может запросить дополнительные сведения о подозрительных сделках, а также сведения о движении и остатках денежных средств.

Онлайн-кассы. Кассы передают в налоговую такую информацию о налогоплательщике: дату и время покупки, место сделки, наименование товара или услуги, а также многое другое. С помощью касс в режиме онлайн можно проанализировать выручку за любой период по конкретной компании, отрасли, городу и т. д.

Например, в одном районе есть два овощных магазина одинаковой площади. При этом выручка одного в два раза больше, чем у другого. После анализа информации, поступающей с онлайн-касс, с большой долей вероятности к владельцу второго магазина появятся вопросы.

Единый реестр ЗАГС. Система позволяет отслеживать сделки между взаимозависимыми компаниями и предпринимателями. С ее помощью выявляют факт дробления бизнеса, чтобы получить выгоду от применения специальных налоговых режимов или льгот.

Регистрация бизнеса на родственников, проведение сделок между аффилированными компаниями часто вызывают вопросы инспекторов и находятся в зоне их внимания.

АИС «Налог-3». Автоматизированная информационная система, которая содержит огромный массив информации о физических лицах. В ней есть сведения об имуществе, доходах и вкладах каждого из нас. С ее помощью налоговики выявляют граждан, ведущих бизнес без регистрации, недобросовестных арендодателей, серые схемы по зарплате.

Например, получая деньги от сдачи квартиры или часть зарплаты в конверте, человек регулярно кладет их на кредитную карту. Рано или поздно это может вызвать вопросы.

Вносятся ли изменения в акт проверки?

О праве инспекторов внести изменения в акт проверки после его вручения проверяемому лицу ничего не сказано ни в Налоговом кодексе, ни в Требованиях.

Таким образом, налоговое законодательство не предоставляет налоговому органу право самостоятельно вносить какие-либо изменения и дополнения в акты налоговых проверок.

Вместе с тем прямого запрета на подобные действия контролеров также не установлено.

В пункте 2 Требований сказано, что в акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления. Исключение – исправления, оговоренные и заверенные подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы) и проверяемого лица (его представителя). При этом исправление ошибок в акте с помощью корректирующего или аналогичного средства не допускается.

Получается, что по смыслу п. 2 Требований изменения в акт проверки все же могут быть внесены. Например, налоговики могут исправить так называемые технические ошибки, поскольку это не связано с установлением новых обстоятельств выявленных при проверке правонарушений. Соответственно, такие действия контролеров не нарушают права налогоплательщика и не могут привести к принятию неправомерного решения по результатам проверки. Но в любом случае внесение изменений в акт налоговой проверки (в том числе в целях исправления технических ошибок) должно быть согласовано с проверяемым лицом. Это следует из п. 2 Требований.

Документы, представляемые с актом проверки

В соответствии с п. 3.1 ст. 100 НК РФ к акту проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки. Документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не приобщаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных ИФНС выписок (см. Письмо ФНС России от 24.08.2022 № ЗГ-3-2/9094@).

Таким образом, на ИФНС возложена обязанность прилагать к акту проверки не все полученные в ходе проверки документы, а только те, которые подтверждают факты нарушения налогоплательщиком налоговых норм, выявленные в ходе проверки, чтобы плательщик имел возможность с ними ознакомиться и представить свои возражения (см. Постановление АС МО от 07.12.2020 № Ф05-17587/2020 по делу № А40-296804/2019). Иначе говоря, налоговики обязаны ознакомить налогоплательщика с документами, которые подтверждают факты совершения им налоговых правонарушений и которые были получены налоговым органом не от этого налогоплательщика (см. Письмо ФНС России от 31.05.2019 № 03-02-07/1/41046, Постановление АС УО от 17.12.2019 № Ф09-7832/19 по делу № А34-8929/2017).

Отсутствие у налогоплательщика обозначенных документов (их копий) не позволяет ему в полной мере реализовать свое право на представление объяснений (возражений) по сведениям, содержащимся в данных документах, и оценить их влияние на обоснованность выводов акта проверки. В свою очередь, это влечет ограничение его прав на полноценное участие в рассмотрении материалов проверки, что можно квалифицировать как нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ). Такие выводы содержатся, в частности, в Постановлении АС УО от 26.04.2018 № Ф09-1584/18 по делу № А34-12498/2016.

Однако если в акте проверки и решении достаточно полно изложены обстоятельства допущенных налогоплательщиком правонарушений, имеются ссылки на документы, полученные в ходе проверки и явившиеся основанием для выводов, сделанных ИФНС, а налогоплательщик реализовал свое право на ознакомление с результатом проверки, представил возражения на акт проверки и участвовал в рассмотрении материалов проверки, то ссылку налогоплательщика на отсутствие приложений к акту как на существенное нарушение процедуры вынесения решения по проверке арбитры, скорее всего, отклонят (см., например, Постановление АС ПО от 14.06.2022 № Ф06-19357/2022 по делу № А55-8310/2021).

Способ вручения акта

Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ акт проверки должен быть вручен проверяемому лицу (или его представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено данным пунктом. Кстати, ни один из указанных в названной норме способов вручения акта – под расписку или иной (альтернативный) способ – не является приоритетным. Поэтому инспекторы самостоятельно определяют, каким именно способом вручить акт проверяемому налогоплательщику (что следует, например, из Решения ФНС России от 31.05.2017 № СА-4-9/10272@).

Отметим: вручение проверяемому лицу отдельных разделов акта либо иных его частей, в том числе выписок из акта, промежуточных и рабочих материалов, иных материалов проверки, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено (см. Письмо ФНС России от 27.08.2007 № 06-1-02/558).

В случае уклонения проверяемого лица от получения акт направляется ему заказным почтовым отправлением. При этом в акте должна быть сделана соответствующая пометка (п. 5 ст. 100 НК РФ, п. 4 Требований). Налоговым кодексом не определено понятие «уклонение от получения акта налоговой проверки». Арбитры под данным термином, как правило, подразумевают сознательные и преднамеренные действия налогоплательщика, направленные на неполучение акта.

Если подобной отметки в акте нет, а заказное письмо из ИФНС получено с нарушением установленного срока (или не получено вовсе), эти обстоятельства некоторые суды могут признать достаточными для отмены решения по проверке (см., например, Постановление АС УО от 02.03.2015 № Ф09-185/15 по делу № А60-5496/2014).

Но существует и другая позиция: если контролеры направили проверяемому лицу акт проверки с соблюдением всех процессуальных сроков, то нарушения нет, даже если в акте отсутствует отметка об уклонении лица от получения документов по проверке лично (или представителем).

К примеру, АС ДВО в Постановлении от 03.08.2022 № Ф03-3440/2022 по делу № А51-6626/2021 указал следующее. В материалах дела имеются доказательства того, что налоговый орган направил акт налоговой проверки заказным письмом по адресу местонахождения налогоплательщика-общества, указанному в ЕГРЮЛ. Соответственно, налоговики исполнили свою обязанность по направлению акта налоговой проверки, предусмотренную п. 5 ст. 100 НК РФ.

Арбитры подчеркнули: налогоплательщик должен обеспечить прием почтовой корреспонденции по внесенному в ЕГРЮЛ адресу или принять меры к информированию почтового отделения связи по месту нахождения о необходимости пересылки почтовой корреспонденции по иному адресу своего местонахождения (см. также Постановление АС ДВО от 03.08.2022 № Ф03-3440/2022 по делу № А51-6626/2021).

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 № 09АП-26983/2013, 09АП-26984/2013 по делу № А40-132828/12 также отмечено, что в НК РФ не прописаны конкретные случаи, когда дата получения корреспонденции, отправленной по почте, определяется расчетным путем как 6 дней с даты отправки. Один из них – отправка акта проверки, от получения которого под расписку уклонился налогоплательщик, – в этом случае акт считается полученным на 6-й день с даты его отправки налоговиками.

Что нужно запомнить о налоговых проверках

Если к вам пришли с налоговой проверкой, будьте проактивны и не пускайте процесс на самотек. Это поможет вам эффективно обжаловать решение налоговой и даже отменить его и следующие из него доначисления и штрафы.

  1. Проверяйте план выездных проверок на текущий год, чтобы заранее подготовиться к ней.
  2. Участвуйте в проводимых контрольных мероприятиях.
  3. Назначайте ответственного сотрудника, чтобы инспектор не дергал всю бухгалтерию. Если проверка проходит на территории компании, выделяйте отдельный кабинет или помещение.
  4. Обучайте сотрудников правилам поведения при проверке.
  5. Передавайте документы строго по описи. Контролируйте процесс сбора материалов и доказательств проверки.
  6. Выявляйте и фиксируйте нарушения в проведении проверки. Подавайте жалобы.
  7. Сохраняйте спокойствие.

Кто подписывает акт проверки?

Акт должен быть подписан 2 сторонами: сотрудниками ИФНС, проводившими проверку, а также проверяемым лицом или его представителем.

Заметим, что иногда налоговики нарушают порядок подписания акта. Например, его может завизировать сотрудник, который не был указан в решении о проведении ВНП и в ней не участвовал. Или наоборот, в акте будет отсутствовать подпись кого-то из тех, кто проводил проверку.

Ни то, ни другое, скорее всего, не повлияет на итоги проверки и не поможет оспорить ее результаты. Об этом свидетельствует арбитражная практика (см., например, постановления президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11, ФАС Московского округа от 27.06.2014 № Ф05-6192/2014 по делу № А40-188140/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2013 по делу № А81-2308/2012 и др.).

Характерные нарушения

Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:

Занижение налоговой базы.

Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.

Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.

Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.

Завышение расходов.

Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.

Неправильное применение УСН.

Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.

Непредставление документов в налоговый орган.

Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.

Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».

Шаг 5: требование об уплате налогов

Требование об уплате налогов, пеней и штрафов на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу данного решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование, направленное организации налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, передается руководителю организации лично под расписку или направляется по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия Галилео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: