Нужна ли каждому сотруднику ЭЦП
Когда создали контрактную службу, столкнулись с проблемой: делать ли каждому сотруднику ЭЦП или все документы подписать цифровой подписью руководителя. В итоге для себя решили сделать ЭЦП каждому работнику контрактной службы. Своей ЭЦП работник подписывает документы, которые создает в ЕИС, как правило, это извещения и отчеты. При этом контракты подписываем ЭЦП руководителя и только когда директор на рабочем месте. Расскажу, чем руководствовались.Штрафы в закупках высокие, а каждый работник отвечает за свои конкретные задачи. Чтобы не возникло споров, кто из сотрудников нарушил закон, решили, что ЭЦП послужит доказательством, кто конкретно составил неверный документ или нарушил сроки. Кроме того, сотрудник, который ставит свою подпись под документом в ЕИС, мотивирован работать ответственно. Поэтому советую каждому работнику сделать ЭЦП.
При подписании контракта другое правило. Предложите руководителю два варианта: подписать контракт на электронной площадке своей усиленной электронной подписью либо отдельным приказом или доверенностью наделить руководителя контрактной службы полномочием подписывать контракты от имени заказчика. Если подпись ставит руководитель заказчика, в преамбуле документа укажите, что контракт подписывает заказчик в лице руководителя, действующего на основании положения или устава. При этом контракт подписывают ЭЦП руководителя. Допустим, по решению заказчика руководителя контрактной службы наделили правом подписывать контракт на электронных площадках от имени юрлица. Тогда в преамбуле контракта укажите, что документ подписывает заказчик в лице руководителя контрактной службы. Укажите реквизиты доверенности. Только при соблюдении этих условий контракт можно подписать усиленной электронной подписью руководителя контрактной службы.
Получить электронную подпись с первого раза поможет пошаговая инструкция.
Обязанности

Если говорить о его функциях, то скажем, что управляющий имеет те же обязанности, что и обязанности службы заказчика. Главное отличие — контрактный управляющий действует в одном лице. При этом исполнение всех этих функций управляющим будет разбито на несколько этапов. И первый из этих этапов будет планирование.
Планирование
Процедуры планирования — начало всех закупочных процедур. В общем виде трудовые функции управляющего на этом этапе выглядят так:
-
составление и обоснование планов-графиков;
-
размещение их в Единой информационной системе «Госзакупки» (ЕИС);
-
внесение изменений и дополнений и отражение этих изменений в ЕИС.
Часто при составлении плана закупок контрактный управляющий будет проводить консультации с профильными специалистами. Возможно, кто-то поможет ему создать итоговый документ, но ответственность по его проверке все равно лежит на контрактном управляющем. На управляющем же и будет лежать вся ответственность при выявлении каких-либо нарушений.
Выбор способа определения поставщика
Следующий этап работы, с которым сталкивается управляющий — определить способ выбора поставщика:
-
закупка у единственного поставщика;
-
либо выбор поставщика на основе конкурентной процедуры.
При выборе закупки у единственного поставщика управляющему нужно знать, какие существуют основания к таким закупкам, уметь правильно выбрать и подготовить дополнительные документы согласно требованиям ФЗ-44.
При выборе конкурентного способа закупки нужно принять аргументированные решения, обосновывающие такой выбор. Контрактный управляющий обязан взвесить все плюсы и минусы каждого из конкурентных способов, которых существует три:
-
конкурс;
-
аукцион;
-
запрос котировок.
Проведение процедуры закупки
Сам этап проведения закупочной процедуры делится на три подэтапа:
подготовка и размещение контрактным управляющим закупочной документации в ЕИС;
-
работа закупочной комиссии по допуску или отклонению поступивших заявок, по определению победителя процедуры или по объявлению ее несостоявшейся;
-
управляющий публикует в ЕИС протокол об итогах процедуры.
Контрактный управляющий может сам участвовать в работе комиссии, либо консультировать ее сотрудников, которые будут принимать решение о допуске или отклонении заявок участников.
Исполнение контракта
Если процедура была успешно проведена, то согласно 44-ФЗ управляющий имеет обязанности по заключению и контролю исполнения контракта.
Во-первых, это размещение управляющим контракта в реестре контрактов на ЕИС, а также размещение информации об его исполнении или расторжении. Во-вторых, контрактный управляющий может участвовать в процедуре приемки результатов.
Итак, подведем итог по описанным выше функциям. Контрактный управляющий на регулярной основе:
-
занимается планированием;
-
осуществляет закупочные процедуры;
-
участвует в заключении и контролирует исполнение контрактов.
Нерегулярные функции
Помимо регулярных за управляющим закреплены и нерегулярные функции. Это значит, что выполнять эти функции он будет нерегулярно, возможно, и никогда. Но в случае возникновения необходимости, контрактный управляющий должен уметь выполнять и их.
-
Самый распространенный случай — это претензионная работа, если поставщик или подрядчик выполнил свою работу неправильно. В этом случае управляющий составляет претензию и отправляет ее поставщикам.
-
Ситуация на противоположном полюсе — обжалование претензий на действия или бездействия заказчика. Фактически, здесь управляющий обжалует претензии на свои собственные действия. В этой ситуации управляющий должен:
-
ответить на претензию;
-
принять участие в рассмотрении этой жалобы в контролирующем органе (Федеральной антимонопольной службе (ФАС);
-
аргументировано отстоять там свою позицию.
3. Следующая немаловажная обязанность — обеспечить возврат чужих финансовых средств, если имело место внесение финансовых гарантий в виде обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта. Управляющий должен либо сделать это самостоятельно, либо инициировать эти действия.
4. Еще одна область ответственности, отведенная управляющему согласно 44-ФЗ – выстраивать работу с потенциальными поставщиками. Эта работа может проводиться в виде:
-
получения консультаций и уточнений;
-
получения обновленной информации о новинках товаров, работ, услуг;
-
получения сведений об изменениях в ценах.
5. Появление или уход игроков с рынка также может отразиться на закупочной деятельности. Выделяемые бюджетные средства должны быть освоены организацией полностью за указанный период, поэтому управляющий должен прилагать усилия к тому, чтобы у него не было признанных несостоявшимися процедур.
Кто платит штраф за сотрудника, который уволился
Во время плановой проверки нашей организации контролеры выявили нарушения, которые совершил уволившийся перед проверкой сотрудник. Административное производство ведут в отношении работника, который совершил правонарушение, ведь увольнение – не основание освободить от штрафа. Однако в нашем случае штраф заплатил руководитель, так как в должностной инструкции бывшего сотрудника работодатель ответственность не установил. После такого опыта мы внесли в должностные инструкции работников контрактной службы изменения – прописали ответственность. Теперь за нарушение платит сам сотрудник, а не руководитель. При этом не нужно волноваться, когда сотрудник увольняется. Если ответственность прописали в должностной инструкции – накажут в любом случае виновного.
Чтобы не столкнуться с проблемой нашей организации, посоветую уже сейчас проделать четыре шага из инструкции:
1. Пересмотрите должностные инструкции работников контрактной службы.
2. Если в должностной инструкции нет пункта об ответственности, внесите его, например, так:
3. Предупредите сотрудника о том, что вносите изменения в должностную инструкцию – составьте уведомление.
4
Правки в должностную инструкцию внесите приказом.Внимание: срок исковой давности – один год с момента, когда работник нарушил закон (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Административная ответственность заказчика за несоблюдение своих обязанностей
С 1 января 2021 года планируется введение поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) и Гражданский процессуальный кодекс РФ. 30 января 2020 года Минфин разместил проект этих нормативных актов на соответствующем сайте. Вопросу нарушений при проведении государственных закупок в новом административном кодексе посвящена 28 глава. Также в ней приводятся санкции за несоблюдение закона отдельными видами юридических лиц и представителями сферы гособоронзаказа в ходе закупочных процедур.

Размер штрафов за нарушение законов 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ останется без изменений. При неисполнении своих обязанностей заказчик по контракту в рамках 44-ФЗ и прочих нормативных актов должен заплатить неустойку в размере до 500 000 руб., максимальный размер штрафа для должностных лиц — 50 000 руб.
ВАЖНО! Если нарушение будет квалифицировано как малозначительное, то мерой наказания за него является предупреждение.
В соответствии с поправками к Кодексу РФ об административных правонарушениях, которые вступят в действие с 2021 года, предусматриваются следующие санкции за нарушение закона:
|
Статья в новом КоАП |
Ответственность |
|
28.1 |
Нарушения положений контрактного законодательства при выборе процедуры определения поставщика и разработке ее условий наказываются штрафом. |
|
28.2 |
Нарушение требований по размещению информации в ходе государственной закупки наказывается штрафом. |
|
28.3 |
Нарушения порядка, предусмотренного для проведения госзакупки, наказывается штрафом. |
|
28.4 |
Нарушение процедуры и сроков при возврате обеспечения заявок, исполнения контракта наказывается штрафом. Также штраф предусмотрен, если не соблюдается порядок или сроки блокировки спецсчета, на который вносятся вышеуказанные суммы. |
|
28.5 |
Нарушения в ходе проведения электронной процедуры наказываются штрафом. |
|
28.6 |
Нарушения, допущенные в процедуре заключения контракта, а также в регламенте его корректировки, наказываются штрафом. |
|
28.7 |
Нарушения, допущенные при оплате за поставленные товары, выполненные работы или услуги, в том числе несоблюдение сроков, наказываются штрафом. |
|
28.8 |
Нарушения, допущенные в ходе закупок отдельными видами юридических лиц, наказываются штрафом. |
|
28.10 |
Отказ или уклонение подрядчика от подписания государственного контракта, если закупка проводится в сфере гособоронзаказа (ГОЗ), наказывается штрафом. То же самое относительно договора, исполнение которого требуется для реализации ГОЗ. |
|
28.11 |
Нарушение обязательных требований к продукции, относящейся к оборонной сфере, наказывается штрафом. |
|
28.12 |
Ликвидация или перепрофилирование промышленного оборудования, продукция которого является объектом поставки по гособоронзаказу, наказывается штрафом. |
|
28.13 |
Использование на другие цели бюджетных средств, выделенных для закупок в сфере гособоронзаказа, наказывается штрафом. |
|
28.14 |
Нарушение требований в отношении ведения раздельного учета в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности наказывается штрафом. |
|
28.15 |
Неисполнение или исполнение не должным образом государственного контракта в сфере гособоронзаказа, а также действия (бездействие) подрядчика, результатом которых стало неправомерное увеличение цены ГОЗ, наказываются штрафом. |
|
28.16 |
Отклонение от положений государственного контракта в сфере гособоронзаказа наказывается штрафом. |
|
28.17 |
Непредоставление информации относительно заключения и исполнения контрактов в сфере гособоронзаказа по предусмотренным законом правилам наказывается штрафом. |
|
28.18 |
Проведение уполномоченным банком непредусмотренных соответствующим законодательством транзакций по контрактам в сфере гособоронзаказа наказывается штрафом. |
|
28.19 |
Несоблюдение регламента банковского сопровождения, нарушение уполномоченной финансово-кредитной организацией обязанностей, связанных с реализацией контрактов в сфере гособоронзаказа, наказываются штрафом. |
|
28.20 |
Нарушение в регламенте обнародования сведений в ИАС, в том числе при сравнении цен на однотипные товары, работы, услуги при осуществлении госзакупок в сферах ГОЗ и гражданской, наказываются штрафом. |
Ответственность
В случае, если госслужащие, работающие в сфере госзакупок, преступают нормы действующего законодательства, они несут персональную ответственность, которая может быть:
- Административной, которая устанавливается в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях. Размеры налагаемых при этом штрафных санкций зависят от тяжести конкретного проступка.
- Дисциплинарной, налагаемой на принципах трудового законодательства РФ и на основании положения коллективного трудового договора. Дисциплинарные санкции после проведения специализированных внутренних проверок принимаются только на основании решения, выносимого специально уполномоченными контролирующими органами.
- Уголовной, назначаемой лишь в случае нанесения государству значительного ущерба. Подобные санкции назначаются в отношении физических лиц при наличии доказательств, свидетельствующих об умышленности их действий ради получения собственной выгоды. Решение о мерах уголовного воздействия на подобных нарушителей закона принимает только судебная инстанция после тщательного изучения всех обстоятельств дела.
Контрактная служба, будучи штатной составляющей государственной организации, представляет собой важный элемент многообразной закупочной системы. Крепкая команда специалистов, профессионально сопровождающая контракт на всех его этапах, даёт возможность крупному государственному заказчику наиболее эффективно распоряжаться бюджетными средствами и сотрудничать с поставщиками и подрядчиками в оптимальных условиях и взаимовыгодных интересах.
Общие обязанности заказчика по 44-ФЗ
Вне зависимости от типа бюджетного учреждения права и обязанности заказчика по 44-ФЗ одинаковы. Однако закон предусматривает определенные ограничения, в частности для автономных учреждений, когда для реализации закупки действуют особые правила.

Права заказчиков по 44-ФЗ:
- приобретение товаров, работ и услуг, финансируемое из бюджета соответствующего уровня;
- проведение закупок в электронной форме с использованием ЭТП;
- свобода выбора способов закупок с учетом норм 44-ФЗ;
- делегирование уполномоченной организации функций заказчика по закупке в любом объеме;
- участие в разборе жалоб на действия заказчиков в рамках закупок;
- заключение государственных и муниципальных контрактов.
К обязанностям заказчиков по 44-ФЗ относятся:
- назначение лиц, ответственных за реализацию закупки: закупочная комиссия, контрактный управляющий;
- составление плана-графика закупок с указанием сроков и периодичности;
- публикация в ЕИС извещения о закупке и конкурсной документации;
- разработка понятных критериев, по которым проводится оценка заявок участников;
- анализ поступивших заявок и выбор победителя конкурсной процедуры;
- разъяснение содержания документации по закупке по запросам участников;
- выполнение экспертизы объекта поставки, если требуется;
- приемка товаров, работ и услуг в оговоренные сроки;
- оплата поставки по контракту в оговоренные сроки;
- оформление и направление в соответствующие инстанции отчетной документации;
- направление информации о недобросовестных поставщиках в РНП.
Сроки подписания госконтракта
Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.
Таблица 1
Когда подрядчик должен подписать государственный контракт
| № | Способ, которым был определен поставщик | Граничные сроки подписания поставщиком |
|---|---|---|
| Конкурс | С момента размещения протокола | |
| 1 | Открытый конкурс | 10 дней |
| 2 | Конкурс с ограниченным участием | 10 дней |
| 3 | Конкурс в два этапа | 10 дней |
| 4 | Закрытый конкурс | 10 дней |
| 5 | Закрытый конкурс с с ограниченным участием | 10 дней |
| 6 | Закрытый конкурс в два этапа | 10 дней |
| Аукцион | С даты размещения протокола или проекта контракта | |
| 1 | Электронный аукцион | 5 дней |
| 2 | Открытый аукцион | 10 дней |
| Запрос котировок | Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса) | |
| Запрос предложений | Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола |
Идентификатор госконтракта
Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:
- идентификационный код заказчика;
- способ, который стал определяющим для поставщика;
- период актуальности контракта (начало и завершение);
- порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).
Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.
Поиск вакансии контрактного управляющего

Меня часто спрашивают — “Где найти вакансию контрактного управляющего?”. На самом деле найти работу контрактного управляющего проще простого. Для начала рекомендую вам заглянуть на самые популярные интернет-площадки по поиску работы:
- www.hh.ru (HeadHunter);
- www.superjob.ru (SuperJob);
- www.rabota.ru (Rabota);
- www.job.ru (Job);
- www.avito.ru (Avito).
Помимо этого можно зайти на сайты администраций или сайты государственных (муниципальных) Заказчиков, где иногда встречаются объявления о поиске специалистов по закупкам.
Пройдитесь по всем этим ресурсам, уверен, что вам удастся найти для себя подходящую вакансию.
На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.
Инструкция по созданию
Создание контрактной службы по 44-ФЗ предусматривает 3 её модели, представленные:
- КС со специальным структурным подразделением;
- КС без специального структурного подразделения;
- назначением контрактного управляющего.
Все они формируются посредством соответствующего приказа руководителя организации-заказчика.
Тем не менее в нём всегда содержатся сведения о руководителе КС и перечисляются имена и фамилии её сотрудников. Зачастую в приказе описывается процесс выделения службы в отдельное подразделение, а также указываются порядок оформления руководителем КС требуемой отчётности и перечень должностных обязанностей сотрудников. Приказ оформляется на бумажном носителе и визируется руководителем организации-заказчика.
Алгоритм формирования контрактной службы по 44-ФЗ состоит из следующих шагов заказчика:
- Изучение правовых актов в сфере госзакупок.
- Создание отдельного структурного подразделения или на основе уже имеющегося, или формированием нового.
- Утверждение руководителя КС и постоянно действующего состава работников, выполняющих функциональные обязанности, присущие закупочной сфере, или контрактного управляющего.
- Утверждение положение о данном подразделении для отражения информации о правилах и порядке функционирования КС определённого заказчика. Для приведения положения в максимальное соответствие с действующими нормами законодательства в сфере закупок обычно рекомендуется воспользоваться Типовым положением о контрактной службе, разработанным и утверждённым Приказом Министерства экономического развития № 631 от 29.10. 2013 г.
- Направление (по необходимости) назначенных сотрудников КС на повышение квалификации.
Кроме того, чтобы квалифицированно рассматривать заявки потенциальных поставщиков, желающих принимать участие в закупках, необходимо создание специальной комиссии. Во время проведения аукционов и конкурсов в неё должно входить минимум 5 человек, а в остальное время — не менее 3 сотрудников. Первым назначается председатель комиссии, который определяет состав данного органа и её численность. Если поставщик выступает в единственном числе, создание комиссии не требуется.
Контрактный управляющий: обучение и профстандарт

Согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).
Как я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ).
Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
Профессиональное обучение контрактных управляющих осуществляется в профильном учреждении образования (высшее и среднее специальное). Обучение может проходить, как в очной форме, так и в заочной. Курсы повышения квалификации можно пройти там же. Как правило, такие программы включают в себя, как теоретические, так и практические занятия.
В настоящее время большую популярность приобретают дистанционные курсы повышения квалификации. В современных условиях, когда у сотрудника нет возможности оторваться от работы, дистанционные курсы являются самым оптимальным решением. От человека потребуется наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет.
С 1 июля 2016 года действуют положения статьи 195.3 Трудового кодекса РФ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов. Приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт “Специалист в сфере закупок”. А приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 626н утвержден профессиональный стандарт “Эксперт в сфере закупок”.
Помимо этого установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).
Особенности обучения на контрактного управляющего в НИПКЭФ

Сегодня в НИПКЭФ есть следующие программы для подготовки управляющих:
-
профессиональная переподготовка по 44-фз;
Программы обучения по обоим курсам похожи, но на переподготовке всем вопросам уделяется большее внимание. На наших курсах вы узнаете:
-
о принципах и базовых понятиях контрактной системы;
-
о правовых основах ее регулирования;
-
об организации и планировании закупок;
-
о способах определения поставщиков;
-
а также о других аспектах закупочной деятельности.
Вся информация на наших курсах дается с учетом последних изменений в законодательстве, что крайне важно для отрасли госзакупок. За все время существования 44-ФЗ было принято около ста вносящих в него изменения законодательных актов
Поэтому мы рекомендуем, как минимум, раз в год проходить курсы повышения квалификации в сфере закупок всем занятым в этой отрасли.
Наши курсы подойдут не только для тех, чья деятельность связана со службой заказчика. Изучив все тонкости и нюансы работы контрактной системы, вы сможете чувствовать себя уверенно и на стороне поставщика, снизив риски отклонения ваших заявок.
Повышайте свои компетенции, продвигайтесь по карьерной лестнице вместе с НИПКЭФ! Не бойтесь сложностей, стремитесь вперед, а мы с радостью станем вашими попутчиками в движении к успеху!
Что заказчик должен включить в контракт по 44-ФЗ
Заказчик, инициирующий торги, оформляет документацию, в состав которой должен входить и проект контракта. Таким образом все участники конкурса до начала процедуры имеют возможность получить информацию по условиям закупки, за исключением тех моментов, которые определяются при выборе конкретного исполнителя. Контракт в том числе содержит пункты, касающиеся ответственности сторон, порядка и сроков расчетов, обеспечения исполнения договора, регламента приемки товара и работы, а также прочих существенных условий.
Следующим этапом заключения контракта по 44-ФЗ является уточнение его положений на основании информации, касающейся победителя торгов. А именно в проект вносятся стоимость сделки, реквизиты поставщика, конкретизируется объект закупки.
Любой госконтракт, таким образом, должен содержать следующие положения:
1. Стоимость сделки
Поставщик имеет право заложить в цену поставки все связанные с исполнением госконтракта затраты. Это не только стоимость товара, но и расходы на его упаковку, доставку, включая погрузо-разгрузочные работы и таможенные пошлины. Но заказчик не должен оплачивать прочие издержки поставщика.
Особенностью исполнения государственного заказа являются следующие положения:
- Цена, заявленная исполнителем, отражается в госконтракте и не подлежит корректировке в течение всего периода его действия.
- Иногда вместо фиксированной стоимости в договоре указывают формулу образования цены, максимально возможную сумму поставки или стоимость 1 единицы товара (работы, услуги).
- Необходимо указать источник финансирования.
2. Приемка товара и выполненных работ
Регламент передачи поставщиком товара и работ подробно прописывается в договоре: в какие сроки и в каком порядке осуществляются мероприятия, действия сторон, ответственные лица и их контакты. Сама процедура часто бывает довольно сложной, поэтому в тексте договора следует предусмотреть уведомление о готовности к приемке.

Приемка товара и выполненных работ фиксирует факт исполнения обязательств поставщика по контракту, поэтому оформляется отдельным документом. Можно использовать общепринятые формы актов приемки товаров и актов выполненных работ.
3. Регламент расчетов между сторонами
Оплата поставки – важный этап исполнения госконтракта по 44-ФЗ. После того как подписан акт приемки товаров или услуг (работ), заказчик обязан перечислить деньги поставщику, принадлежащему к СМП, в течение 15 рабочих дней, а прочим категориям предприятий – в течение 30 дней. Весь порядок расчетов – сроки, авансы, этапы оплаты – подробно описывается в тексте договора.
4. Обеспечение госконтракта
Госконтракт должен содержать всю информацию об обеспечении: в каком виде оно вносится (денежный перевод на счет заказчика или предоставление банковской гарантии – на усмотрение исполнителя), в каком порядке и в какой период должно быть возвращено исполнителю.
5. Срок действия госконтракта
Проект контракта должен содержать информацию об общем сроке его действия, а также о продолжительности этапов исполнения. При этом надо учитывать, что стороны несут ответственность за неисполнение обязательств даже после окончания срока действия договора. Это условие должно непременно содержаться в тексте (Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042). 
6. Внесение корректировок и расторжение госконтракта
При заключении таких договоров внесение изменений допускается лишь по обстоятельствам, предусмотренным 44-ФЗ. Если закупка небольшая по сумме и срокам, а также несложна по процедуре, то заказчик может не включать это положение в содержание контракта. Также на усмотрение заказчика вписывается пункт, касающийся возможности расторжения договора в одностороннем порядке.
7. Условия контракта
Фиксируются существенные условия:
- права и обязанности сторон. Эту часть необходимо изложить максимально подробно, так как при возникновении конфликтов их разрешение всегда становится проблемой;
- критерии качества товара, услуг, работ;
- требования к соблюдению технологий;
- режим доставки;
- условия, касающиеся ввода в эксплуатацию оборудования, его монтажа и наладки;
- перечень и требования к документам, которые поставщик обязан предоставить одновременно с объектом закупки или после выполнения работ;
- форс-мажор;
- заключительные положения;
- реквизиты и контактные данные поставщика и заказчика.
Кто отвечает за техзадание
Когда контрактная служба начала функционировать, столкнулись с проблемой — сотрудникам подразделения не под силу делать все технические задания, на это недостаточно ни времени, ни квалификации. Тогда решили, что у нас в организации за разработку техзадания будет отвечать инициатор закупки. Расскажу, как реализовали идею.
Мы создали контрактную службу без формирования отдельного подразделения. В службу входят сотрудники из разных отделов, например, начальник отдела закупок, начальник отдела снабжения, начальник информационного отдела. Сотрудник отдела разрабатывает техзадание по своему направлению деятельности. Например, работник отдела снабжения разрабатывает техзадание на поставку канцтоваров, айтишники – на поставку компьютеров и т. д. Я, как руководитель отдела закупок, проверяю, отвечает ли описание объекта закупки в техзадании требованиям Закона № 44-ФЗ.
У нас заведено так, и это работает: человек, который формирует техническое задание, входит в приемочную комиссию.
Значимость контрактной службы для эффективного бизнеса
Контрактная служба – неотъемлемая часть эффективного бизнеса, обеспечивающая надежное юридическое сопровождение в области закупок и оформления контрактов
Она имеет важное значение для успешного ведения коммерческой деятельности и обеспечения прозрачности в отношениях с поставщиками и покупателями
Контрактная служба выполняет ряд основных функций:
- Разработка и анализ контрактных документов: контрактная служба занимается разработкой и анализом контрактов, составлением технических заданий и спецификаций, а также проверкой юридической состоятельности предлагаемых условий.
- Участие в предпроцедурных мероприятиях: контрактная служба осуществляет подготовку документации к проведению процедур закупок, в том числе разработку конкурсной документации и подготовку всех необходимых протоколов и решений.
- Решение спорных вопросов: контрактная служба занимается разрешением спорных вопросов между заказчиком и поставщиком, рассмотрением претензий и примирением сторон.
- Контроль исполнения контрактов: контрактная служба следит за точным исполнением условий контрактов, проводит контроль качества поставляемой продукции или выполнение услуг.
Внедрение и правильная организация контрактной службы позволяют улучшить управление процессами закупок и повысить эффективность бизнеса в целом. Компетентные специалисты контрактной службы обеспечивают соблюдение всех требований законодательства в области государственных и коммерческих закупок, минимизируя риски и сохраняя репутацию компании.
Кто является заказчиком по 44-ФЗ
Условия функционирования системы государственных закупок жестко регламентированы законодательством. Заказчиками выступают различные государственные и муниципальные организации, финансирование которых осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Перечень типов учреждений, которые являются заказчиками, приведен в статье 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

Законодательством также установлено, что учреждения, имеющие различную организационно-правовую форму, выступая в роли заказчика, наделяются своим объемом полномочий.
Чтобы обеспечить регулирование в сфере госзакупок и разграничить права и обязанности заказчика по контракту 44-ФЗ, законом принято разделение государственных бюджетных учреждений на следующие виды:
- госорган (в том числе орган государственной власти);
- орган управления внебюджетным фондом;
- казённое учреждение;
- бюджетное учреждение;
- унитарные предприятия (за исключением ФГУП, которые имеют существенное значение для защиты прав и интересов граждан, а также обороны и безопасности страны);
- корпорация «Росатом»;
- корпорация «Роскосмос».
Что касается организаций муниципального уровня, которые также являются заказчиками в системе госзакупок в соответствии с 44-ФЗ, то они подразделяются на муниципальные органы и казенные учреждения, представляющие интересы муниципального образования. Их деятельность ограничена бюджетным законодательством, в соответствии с которым на данные учреждения возлагаются определенные бюджетные обязательства.
Заключение госконтракта
Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:
- «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
- Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.
ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках
Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.




























