Результаты внедрения системы мониторинга
Убедительное доказательство эффективности комплекса — результаты использования системы «Антисон» на пассажирском транспорте Москвы. Интеллектуальные камеры появились в столичных автобусах четыре года назад и сегодня установлены в каждой единице наземного транспорта, а также в головных вагонах поездов метрополитена. Уже через год после установки системы «Антисон» ГУП «Мосгортранс» сообщило о снижении аварийности на 26%. При этом на предприятии на 65% уменьшились расходы ремонт транспортных средств, сократились убытки от простоев.
Опыт Москвы переняли транспортные предприятия в других российских городах: Тольятти, Казани. Сегодня в этих городах запущены пилотные проекты с программным комплексом от КСОР. Компания ведет сводную аналитику по всем клиентам. Результаты показывают не только сокращение аварийности, но и повышение уровня дисциплины. Так, в период с 4 квартала 2021 по 1 квартал 2022 года количество случаев отвлечения внимания снизилось на 52%, курения за рулем — на 34%, разговоров по телефону — на 69%. В общей сложности в год удается предотвратить порядка 280 000 потенциально опасных событий.
Отличные результаты показывают и другие проекты компании «КСОР». Отзывы и статистика свидетельствуют, что уже в первые месяцы в автопарках снижается количество инцидентов, то есть событий, на которые реагирует система. Водителям «Антисон» помогает лучше понимать свое состояние и уже на ранних стадиях распознавать усталость. Многие отмечают, что видеокамера в кабине придает им уверенности и не позволяет отвлекаться в часы, когда риск засыпания особенно велик.
Как показывает опыт, аппаратно-программные средства мониторинга состояния водителей положительно влияют на статистику ДТП, повышают безопасность пассажиров, сокращают затраты компаний на ремонт транспорта, убытки от потери грузов. Применение интеллектуальных систем — важный элемент Стратегии безопасности дорожного движения, принятой Правительством на период с 2018 по 2024 год. Установка технических средств, которые будут предотвращать потерю внимания, уже в ближайшее время может стать обязательной для грузовых перевозчиков и таксопарков.
Принцип и логика работы
Принцип работы всех систем сводится к выявлению уставших водителей и предотвращению аварий. Для этого производители используют различные конструкции и логику работы. Если говорить о решении Mercedes-Benz Attention Assist, выделяются следующие особенности:
- контроль движения транспорта;
- оценка поведения водителя;
- фиксация взгляда и отслеживание взгляда.
После начала движения система анализирует и считывает нормальные параметры движения в течение 30 минут. Затем контролируется водитель, в том числе сила, действующая на рулевое колесо, использование переключателей в автомобиле, траектория движения. Полный контроль утомляемости осуществляется на скоростях от 80 км / ч.
Дополнительный контроль применяется к движению автомобиля и качеству рулевого управления. Система считывает такие параметры, как:
- стиль вождения, который определяется при начальном движении;
- время суток, продолжительность и скорость движения;
- оперативность в использовании тумблеров, тормозов, дополнительных устройств управления, рулевого усилия;
- соблюдение максимально допустимой скорости на объекте;
- состояние дорожного покрытия, траектория движения.
Если алгоритм обнаруживает отклонения от нормальных параметров, система активирует звуковое уведомление, чтобы повысить бдительность водителя, и советует временно остановить поездку для отдыха.
В системах есть ряд функций, которые в качестве основного или дополнительного фактора анализируют состояние водителя. Логика реализации основана на использовании видеокамер, которые запоминают параметры бодрого человека, а затем контролируют их во время длительных путешествий. С помощью камер, направленных на водителя, получается следующая информация:
- закрывая глаза, система различает моргание и сонливость;
- частота и глубина дыхания;
- напряжение лицевых мышц;
- уровень открытия глаз;
- наклон и резкие отклонения положения головы;
- наличие и частота зевоты.
Принимая во внимание дорожные условия, изменение управляемости транспортного средства и параметров водителя, становится возможным предотвращать аварии. Система автоматически информирует человека о необходимости отдыха и выдает аварийные сигналы для повышения бдительности
Видео:Технологии Subaru: система оценки усталости водителяСкачать
Безопасность на производстве
«Антисон» активно применяется в отраслях с тяжелыми и опасными условиями труда. Один из крупных заказчиков «КСОР» — компания «Полюс», лидер российской золотодобычи. Контракт на поставку модулей мониторинга был заключен после успешного тестирования оборудования на транспорте предприятий группы. Сейчас умные приборы установлены на грузовиках компании «Полюс Логистика». Руководство уверено, что внедрение интеллектуальной системы поможет улучшить логистические процессы и оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации.
В 2022 году запущен проект на Качканарском ГОК — одном из самых крупных комбинатов холдинга «ЕВРАЗ». Сегодня приборами уже оборудованы 240-тонные самосвалы «БелАЗ». Тяжелая техника работает на предприятии круглосуточно, и ночные смены проходят для персонала непросто. Систему мониторинга усталости решили внедрить после ряда мелких ДТП, когда в результате переутомления персонала грузовики съезжали с дорожного полотна.
Принцип работы устройств «Антисон»
устройств наблюдения;
видеокамер с инфракрасным фильтром;
блоков для сбора и передачи данных телеметрии и геолокации.
Информация передаётся в облачный сервис, откуда поступает к диспетчеру ООО «Мосгортранса». Тот проверяет происходящее в онлайн режиме. Нейросеть обучается во время эксплуатации, используя миллионы изображений, пополняя базу знаний каждый день. На основе полученных знаний, оно:
Проводит анализ видеопотока.
Замечает признаки усталости, засыпания, нарушений в обычном поведении.
Посылает сигнал, предупреждая об опасности.
Оповещает диспетчерскую службу.
Делает пометку на нужном отрезке видео, для дальнейшего анализа.
Автоматически сохраняет данные для дальнейшего использования.
Позволяет создать диспетчерский центр с быстрым реагированием.
На основе полученных сведений, в дальнейшем осуществляется риск-профилирование. Для водителя разрабатываются рекомендации по повышению квалификации.
Преимущества использования «Антисна» от КСОР group
Идея не нова. Разработкой подобных продуктов давно занята группа компаний по всему миру. Инженеры КСОР работали над проблемой мониторинга состояния водителей при помощи искусственного интеллекта, начиная с 2014 года. О новой разработке сообщало авторитетное интернет-издание Cnews.
Сейчас система «Антисна» успешно используется для контроля безопасности на 9000 единицах пассажирского транспорта. Среди пользователей водители «Мосгортранса», Московский метрополитен. Преимущества КСОР:
уникальный продукт «Безопасность как услуга»;
комплексная система для управления рисками и безопасности сотрудников;
использование машинного интеллекта, который контролирует ситуацию в реальном времени;
оперативный центр мониторинга для сбора данных, статистики по рейсам;
система оповещения, сигнализирующая об опасности;
работа устройств даже при нестабильном канале связи;
гибкие настройки.
Использование инфракрасного излучения
Среди различных групп пользователей интернета иногда возникает вопрос: в безопасности ли глаза водителя, в кабине которого установлен «Антисон». Из школьных уроков все знают, что инфракрасное излучение – одно из самых естественных для человеческого организма. Его излучают лампы накаливания. около половины всех излучений Солнца составляет инфракрасный спектр.
В отличие от ультрафиолета, ИК лучи не приводят к ожогам или другим проблемам человеческого организма. Мы постоянно находимся под воздействием теплового излучения, что подтверждает его безопасность. Диапазон, который использует система которую разработала компания, находится в пределах нормы по данным СанПиН: до 0,03 Вт/кв.
Никакой опасности для водителя инфракрасный луч устройств такой силы не представляет. Гигиенические и светобиологические требования в его технологии полностью соблюдены.
Что такое система контроля усталости водителя
Впервые разработка появилась на рынке японской компанией Nissan, которая запатентовала революционную технологию для автомобилей в 1977 году. Но сложность технической реализации на тот момент заставила производителя сосредоточиться на более простых решениях для повышения безопасности при транспортировке. Первые рабочие решения появились 30 лет спустя, но они продолжают улучшать и улучшать способ распознавания усталости водителя.
Суть решения — проанализировать состояние водителя и качество вождения. Изначально система определяет параметры в начале путешествия, что позволяет оценить полноту реакции человека, а впоследствии начинает отслеживать дальнейшую скорость процесса принятия решения. Если водитель очень устал, отображается уведомление с рекомендацией отдохнуть. Аудиовизуальные сигналы нельзя отключить, но они отображаются автоматически через определенные промежутки времени.
Особая потребность в решении возникает среди водителей-одиночек. Когда человек путешествует с пассажирами, они могут держать их начеку, разговаривая и отслеживая усталость. Автономное вождение способствует сонливости и замедлению реакции на дороге.
Видео:Система контроля усталости водителяСкачать
Как работает «Антисон»
Камера системы, установленная в кабине водителя, сканирует лицо и определяет потенциальные риски потери внимания. Это может быть частое зевание, положение головы и век, взгляд в сторону, вверх, вниз, определенное поведение и мимика, а также отвлечение на мобильный телефон или сигарету.
Если нейросеть обнаруживает «тревожные» признаки, в кабине раздастся звуковой сигнал, а также сработает специальное световое оповещение.
Далее инцидент направляется в круглосуточный мониторинговый ситуационный центр, где специалисты обрабатывают события с устройств, просматривают записанные видеофрагменты инцидентов, подтверждают их и производят все необходимые регламентные действия, прописанные с заказчиком, для обеспечения безопасности.
Какие инциденты распознает технология:
Процесс установки системы производится строго по регламенту и утвержденной схеме монтажа, а также проходит строгий контроль качества: монтаж системы производит профессиональная инженерная служба с использованием специнструмента, весь процесс установки системы пошагово фиксируется — фотоотчетом и видео-отчетом.
Особое внимание уделяется оборудованию: всё оборудование сертифицировано в соответствии с ГОСТами и прошло все необходимые испытания и исследования. В процессе установки специалисты компании используют только специальные профессиональные инструменты, предназначенные для данных работ.. Сервисы предоставляемые компанией в ходе эксплуатации системы «Антисон»
Сервисы предоставляемые компанией в ходе эксплуатации системы «Антисон»
Как контролировать усталость
Существует несколько технологий, позволяющих контролировать засыпание водителя. Самая простая – это оценка положения головы. Такие устройства созданы на основе гироскопов. Принцип действия простой: как только голова начинает слишком сильно клониться вперед, подается сигнал и приспособление будит человека. Способ не самый надежный, ведь если водитель уже начал засыпать, значит, контроль за дорогой он потерял довольно давно, и пробуждение может запоздать.
Продвинутые системы мониторинга создаются, чтобы подать сигнал водителю при первых признаках утомления. Они основаны на анализе физиологических показателей и обрабатывают:
- Показания систем управления автомобилем;
- биотоки головного мозга;
- частоту дыхательных движений;
- частоту сердечных сокращений;
- насыщение крови кислородом;
- электрическое сопротивление кожи;
- активность мышц.
Данные анализирует бортовой компьютер автомобиля. Когда фиксируется утомление, автомобиль либо подает хозяину сигнал, что пора прекратить движение, либо, в самых дорогих моделях, сам останавливается, чтобы человек был вынужден отдохнуть.
Такой вариант уже позволяет предотвратить ДТП с серьезными последствиями. Но когда усталость сказывается на состоянии организма, это значит, что человек уже очень утомлен и, скорее всего, какое-то время не слишком внимательно следит за дорогой.
На выручку приходят системы видеонаблюдения, оценивающие мимику и направление взгляда человека. Они способны отследить признаки усталости на ранней стадии.
Проверено практикой
Антисон не новинка на рынке систем мониторинга состояния водителя. Но КСОР – единственный в России оператор, предлагающий комплексный подход к безопасности движения. Система апробирована на нескольких крупных предприятиях, среди которых, например, ГУП «Мосгортранс». Участвуют в нем и подрядчики «Мосгортранса» – частные перевозчики, которые работают на городских маршрутах. Всего Антисном оснащено более 9,5 тысяч транспортных средств – автобусов и микроавтобусов, трамваев, электробусов и поездов метро.
Московские водители работают в сложной дорожной обстановке. Особенно сильно усталость накапливается в часы пик, когда пассажиропоток резко возрастает, на дорогах образуются пробки, а поезда метро двигаются с минимальными интервалами.
Статистика «Мосгортнанса» говорит в пользу Антисна:
- стало на 7,5% меньше ДТП с участием городского наземного транспорта;
- в них травмировалось на 4,2% меньше людей;
- количество аварий по вине водителей «Мосгортранса» и подрядчиков снизилось на 25%.
Есть опыт применения системы при междугородних перевозках людей и грузов, на спецтехнике, использующейся для добычи полезных ископаемых, в сельском хозяйстве, ритейле. Во всех этих отраслях, по данным диспетчерского центра, Антисон помогает предотвратить не менее 5 серьезных ДТП в месяц, и по мере распространения системы количество не случившихся аварий возрастает.
Антисон устанавливается не только на транспорте, но и в ситуационных и мониторинговых центрах опасных предприятий и промышленных объектах, требующих особого контроля, на объектах критической инфраструктуры.
Планы Минтранса дополнить мониторинг режима труда и отдыха водителей с помощью тахографов системами автоматизации контроля и поддержания работоспособности, по мнению разработчиков Антисна, могут привести к снижению числа ДТП в стране и повышению безопасности дорожного движения. Но только в случае, если мониторинг утомляемости водителей будет не формальным, а реально работающим. Не всегда человеку нужен длительный отдых, чтобы восстановить концентрацию. Порой для этого достаточно 15-30 минут. Для междугородних перевозок такие перерывы практически незаметны. На коротких маршрутах есть специфика, но, как показывает опыт КСОРа, при грамотном менеджменте можно соблюдать график без ущерба безопасности движения.
Конструктивные особенности системы
Конструктивные элементы системы зависят от способа срабатывания и управления движением. Решения для мониторинга водителя ориентированы на человека и то, что происходит в автомобиле, в то время как другие варианты ориентированы на характеристики автомобиля и ситуацию на дороге. Рассмотрим несколько вариантов особенностей конструкции.
Австралийская разработка DAS, которая проходит испытания, предназначена для отслеживания дорожных знаков и соблюдения правил транспортной скорости и дорожного движения. Для анализа ситуации на дороге используйте:
- три камеры: одна фиксируется на дороге, две другие следят за состоянием водителя;
- блок управления — обрабатывает информацию о дорожных знаках и анализирует поведение человека.
Другие системы оснащены датчиком рулевого управления, камерами, а также электроникой, которая может контролировать параметры тормозной системы, устойчивость движения, характеристики двигателя и многое другое. В случае усталости раздается звуковой сигнал.
Видео:Ассистент движения по полосе Назначение принцип работыСкачать
Применение комплекса в целях соблюдения мер безопасности и охраны труда
Группа компаний «КСОР» первой в России предложила транспортным предприятиям услуги мониторинга «под ключ». Информация обо всех инцидентах аккумулируется в едином центре мониторинга и хранится в архиве. Клиент получает к нему доступ из личного кабинета, каждый конкретный случай может быть разобран индивидуально. Система позволяет выгружать отчеты за любой период времени, что активно используется специалистами по охране труда.
Возможности системы «Антисон»:
- мониторинг и фильтрация по всему автопарку в режиме реального времени — интерактивная карта позволяет определить положение каждого транспортного средства;
- геолокация и телеметрия — система информирует о скорости, маршруте и времени нахождения транспортного средства на линии;
- хранение информации о каждом инциденте, включая видеофрагменты;
- выгрузка отчетности в нескольких разрезах.
Кроме того, камера фиксирует отсутствие водителя на рабочем месте и определяет помехи в зоне видимости. Подробная статистика помогает разрешить спорные вопросы и выяснить, где именно находился сотрудник во время инцидента.
Среди дополнительных функций системы — возможность вести личные карточки работников и определять их риск-профиль, опираясь на сведения об уже произошедших событиях.
Принцип работы системы
Отечественные разработчики выбрали самую эффективную модель системы мониторинга. В ее основе — компьютерное зрение, искусственный интеллект и машинное обучение.Технология многослойных нейронных сетей позволяет оборудованию распознавать опасность и оповещать водителей в моменте, то есть без задержек на запись и обработку информации человеком.
Система контроля состояния водителей включает три блока:
· оборудование для установки в кабине — видеокамера, дисплей для оповещения водителей, комплект громкой связи, центральный блок;
· многослойные нейросети — анализируют видеопоток и выявляют дремоту и сон, использование мобильных гаджетов за рулем, отсутствие водителя на рабочем месте и другие нештатные события;
· интеллектуальный центр обработки и хранения данных — состоит из двух подразделений: круглосуточного ситуационного центра и сервиса аналитики.
Камера на приборной панели оснащена ик-датчиками, которые настроены на 60+ лицевых точек. Прибор отслеживает положение головы, движение глаз, частоту моргания, зевание, характерные для усталости изменения мимики и многое другое. Когда прибор выявляет признаки снижения концентрации или небезопасное поведение, он активирует систему оповещения. В кабине срабатывает звуковой сигнал-предупреждение для водителя, что помогает ему сконцентрироваться на управлении транспортным средством.
Система реагирует на опасность в течение нескольких секунд. Оповещение получает не только водитель, но и диспетчер ситуационного центра. Операторы отслеживают каждую единицу автопарка заказчика в режиме 24/7 и валидируют поступающую информацию. При анализе ситуации специалист руководствуется регламентом и после оценки подтверждает или отклоняет событие. Такой подход помогает добиться максимально достоверной статистики без возможных ошибок и ложных срабатываний.
«КСОР» — единственный на рынке поставщик услуги мониторинга транспорта «под ключ». Помимо установки, технического обслуживания и контроля работоспособности оборудования, компания предоставляет клиентам доступ в личный кабинет, где они получают полную информацию о состоянии автопарка. Отслеживается расположение, скорость и время работы автомобилей, формируется аналитика за любой период, сохраняется видеоархив событий и многое другое. В критических случаях операторы связываются с представителем заказчика, чтобы принять решение о возможности дальнейшей работы водителя на линии.
Какие проблемы транспорта уже решает «Антисон» от КСОР
Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2021 года. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021.
Система «Антисон» это решение проблемы организации безопасности не только транспорта «Мосгортранса». Ею пользуются и другие компании, о чём говорят отзывы сотрудников предприятий пассажирской и грузовой техники Казани, Тольятти, Красноярска, Сочи и других городов. Профсоюзы рекомендуют установку оборудования, чтобы при рассмотрении аварийной ситуации в суде, этот факт свидетельствовал в пользу транспортной организации.
Система «Антисон», сразу после внедрения, только за 2020 год снизила количество аварий московского наземного транспорта на 26 процентов. Компьютерное зрение за счёт мониторинга состояния и действий водителя осуществляет контроль на протяжении всего рейса. Единый центр мониторинга получает такие сведения:
признаки засыпания или усталости;
курение во время движения;
разговоры по телефону, отправка сообщений;
передвижение транспорта без водителя;
помехи видимости;
отклонение от указанного маршрута;
длительность остановок.
Система безопасности «Антисон» значительно снижает риск возникновения ДТП, реагируя на ситуации повышенного риска. Она предупреждает обо всех отклонениях от нормы. Диспетчер получает возможность отслеживать состояние персонала, провести экспертизу, своевременно снимать с маршрута тех, кто становится неадекватен по причине усталости.
Безопасность на аутсорсинге
Водители в дороге круглосуточно, а у офисов компаний рабочий день, чаще всего, ограничен. Что мешает сотруднику игнорировать предупреждения автоматики и продолжать движение несмотря на то, что он устал? Именно так, даже под угрозой штрафа, поступают дальнобойщики с показаниями тахографов.
КСОР – пионер российского рынка видеоаналитики. Выход из ситуации компания нашла в концепции «Безопасность как услуга». Машинный интеллект Антисна работает совместно с круглосуточным диспетчерским центром КСОРа, расположенным в Казани. Это помогает не только зафиксировать инцидент, но и вмешаться в ситуацию.
Система мониторинга подает сигнал не только водителю. Она оповещает о срабатывании и диспетчера. Опытные сотрудники круглосуточного ситуационного центра следят за сигналами Антисна в автомобилях предприятий-клиентов. Они видят фото момента срабатывания, могут просмотреть видео и готовы оперативно оказать помощь водителю, разрешив ситуацию наилучшим с точки зрения безопасности способом.
Ситуации на дороге бывают разными. Не каждую из них стоит решать через принудительную остановку транспортного средства сразу после того, как система сработала. Возможно, уже через пару километров водителя ждет удобный охраняемый кемпинг. Задача диспетчера в этом случае – определить, что безопаснее: съехать на обочину или добраться до оборудованного места отдыха.
Принятые решения учитываются алгоритмами нейросети. Таким образом каждодневная рутинная работа делает систему мониторинга Антисон более приспособленной к реальным условиям.
Заказчик может корректировать алгоритм помощи, которую ожидает от диспетчера, задавать важные для специфики бизнеса правила.
В концепцию «Безопасность как услуга» входят техобслуживание, использование устройств из подменного фонда, круглосуточная техподдержка и предоставление отчетов о срабатываниях в удобной для клиента форме.
Основные причины ДТП по данным аналитики
Аналитики «Мосгортранса» отмечают, что монотонное передвижение часто приводит к утрате внимания. Привычка разговаривать по мобильному телефону отвлекает. Сонливость через несколько часов, проведённых за рулём, приводит к выезду на встречную полосу, резкой смене скорости и другим рискованным действиям. Все они приводят к дорожно-транспортным происшествиям.
По данным мониторинга интернет-журнала «За рулём», в 36 случаях из 100, к утрате контроля на дороге приводит именно неадекватное состояние водителя. В 25 случаях аварии происходят из-за разговоров по телефону, использования наушников или набора сообщений во время движения. Диаграмма наглядно демонстрирует долю происшествий, инициаторами которых становятся владельцы автомашин.
По следующей диаграмме видно, что самое тяжёлое положение наблюдается в крупных городах и на прилегающих к ним трассах.
Опасность подстерегает не только водителя. В зоне риска находится огромное количество людей – пешеходов, среди которых дети, старики, женщины. Страдают из-за нарушений безопасности вождения пассажиры городских видов транспорта: рейсовых автобусов, маршруток, такси.
Новая коллективная разработка Xor призвана значительно улучшить показатели аналитики. «Антисон» относится к классу устройств, которые рассчитаны на работу в любых условиях, в том числе, при плохой видимости и нестабильной связи.
Будущее технологий мониторинга
Динамика распространения средств мониторинга свидетельствует о широких перспективах технологии. В ближайшие годы стоит ожидать появления умных устройств на значительной части муниципального и коммерческого транспорта
В первую очередь «Антисон» интересует крупные компании, где уделяется большое внимание охране труда и безопасности движения. Опыт доказал целый ряд преимуществ решения:
· снижаются показатели аварийности — постоянный контроль водителя предотвращает ДТП;
· сокращаются затраты на техническое обслуживание автопарков — оборудование продлевает срок службы автомобилей, экономит средства на ремонт и покупку новой техники;
· повышается безопасность труда — снижается производственный травматизм и связанные с ним экономические потери;
· формируется культура вождения — устройства помогают выявить распространенные ошибки и стимулируют водителя безопасно управлять автомобилем.
В перспективе средства мониторинга будут интегрироваться с другим оборудованием помощи водителю — ADAS, BSM и другими. Такая возможность уже существует. В центральном блоке «Антисна» предусмотрено четыре разъема для подключения дополнительных видеокамер, а программное обеспечение легко адаптируется под любые задачи. По желанию заказчика прибор может вести контроль геозон, отслеживать положение автомобиля в полосе, обнаруживать пешеходов на пути.
Особенности охраны труда на транспорте
В последние несколько лет в нормативы охраны труда на транспорте регулярно вносятся изменения. В 2022 году на отдых водителя отводится не менее 45 часов в неделю, а максимальное время вождения автомобиля не должно превышать 9 часов в день. Несмотря на строгие требования, дорожно-транспортный травматизм снижается не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Только 15% ДТП происходит из-за независящих от водителей обстоятельств, во всех остальных случаях причина аварий — человеческий фактор.
Примерно в четверти случаях опасному инциденту предшествует сильное утомление. Когда человек длительное время находится за рулем, закономерным результатом становится усталость. Во время работы водителю приходится решать множество задач: следить за зеркалами, контролировать «слепые» зоны, переключать передачи и работать с педалью газа. Дорожная обстановка постоянно меняется и требует ежесекундного принятия решений. Все эти факторы перегружают мозг и со временем вызывают снижение работоспособности.
С 2013 года обязанностью транспортных предприятий стала установка тахографов — устройств для контроля за соблюдением режима труда и отдыха. Однако сегодня подавляющее большинство экспертов считает, что этого оборудования недостаточно. Приборы ориентированы на среднестатистические показатели и не могут оценивать степень утомления водителя. Между тем, человек за рулем часто не замечает своей усталости — мешает постоянное напряжение, эмоциональное возбуждение, ответственное отношение к работе.
Предполагается, что более эффективной мерой повышения безопасности труда на транспорте является использование тахографов совместно с интеллектуальными комплексами мониторинга состояния водителей
Система мониторинга «Антисон» от «КСОР Групп» помогает водителю соблюдать меры предосторожности при управлении транспортным средством. В основе разработки лежат самые последние исследования в сфере искусственного интеллекта, машинного обучения, интернета вещей и edge computing
Принципы работы умного оборудования
Бесконтактная интеллектуальная система «Антисон» работает на основе сразу нескольких технологий: AI, deep learning и компьютерного зрения. Разработчик устройства — ИТ-компания КСОР. Сегодня устройства применяются в столичных автобусах, троллейбусах и трамваях, на месторождениях при добыче полезных ископаемых, в организациях, где требуется предельная концентрация внимания за рулем.
«Антисон» для водителя выступает как умный будильник. Комплекс начинает работать с запуском двигателя. За мониторинг физиологического состояния отвечает ИК-камера, установленная на приборной панели транспортного средства. Видеооборудование анализирует изменение мимики по более чем 60 точкам лица, фиксирует первые признаки засыпания и снижения концентрации внимания, разговоры по мобильному телефону, курение. Также в кабину ставят дисплей со звуковым оповещением и световой индикацией, который подает сигнал в случае обнаружения опасности для водителя.
Детектор функционального состояния водителей «Антисон» включает в себя не только оборудование, но и собственное программное обеспечение, разработанное КСОР и зарегистрированное в официальном Едином реестре российского ПО. В скрытой части автомобиля монтируется центральный блок, где хранятся все данные, ведется запись журнала инцидентов. Видеопоток в режиме реального времени поступает в многослойные нейросети, которые в процессе его обработки обнаруживают потенциально опасные события: закрытые глаза, зевание, частые повороты головы в сторону, «клевание» носом и другие признаки отвлечения внимания.
Как только нейросеть распознает опасность, в течение двух секунд водитель получает сигнал-оповещение. Одновременно устройство «Антисон» отправляет сведения об инциденте в центр мониторинга, где их разбирает оператор. Специалист диспетчерского центра оценивает обстоятельства произошедшего по установленному регламенту, и решает — принять или отклонить событие. Благодаря такому подходу удается добиться практически стопроцентной точности распознавания событий
При этом важно, что «Антисон» оповещает водителя сразу в момент обнаружения опасного события — для этого устройству не нужно подтверждение человека. Операторы дополнительно валидируют события уже после срабатывания и отправки данных в центр мониторинга
Предупреждение нарушений техники безопасности
Система «Антисон» для водителя — своеобразная страховка. Комплекс помогает сконцентрироваться, не дает отвлекаться, сигнализирует об утомлении. Однако его возможности не ограничены только предупреждением сна. Нередко водители пренебрегают инструкциями по технике безопасности. Любое из таких отступлений может стать причиной аварии, поэтому разработчики снабдили комплекс дополнительными возможностями.
Программное обеспечение «Антисон» отслеживает все факты нарушений и реагирует, когда водитель:
- Курит;
- разговаривает по телефону;
- принимает пищу на рулем;
- забывает пристегнуть ремень безопасности;
- отклоняется от маршрута.
При разработке системы «Антисон» в КСОР ставили задачу предупреждать аварийно-опасные ситуации, действовать на опережение и учитывали тот факт, что часто люди совершают определенные действия механически. К примеру, если водитель автоматически отреагирует на полученное сообщение и возьмет в руки телефон, в кабину сразу поступит сигнал о потенциальной опасности
Таким образом комплекс мотивирует персонал соблюдать инструкции по технике безопасности и тем самым решает важную задачу — помогает водителю соблюдать меры предосторожности в процессе управления транспортным средством