Кейсы. Как оформляют экспедиторскую расписку или транспортную накладную
Всё ли так просто? Конечно, нет. Возникают различные вопросы при оформлении документов и их подписании, а иногда компании, чтобы лишний раз себя обезопасить перед налоговиками, находят интересные решения и выстраивают замысловатые процессы визирования первичных документов. Аналитики Synerdocs провели исследование процессов в области экспедиторских схем и выяснили, как выстроено взаимодействие между участниками, и почему экспедиторы неодобрительно относятся к электронной транспортной накладной (далее – ЭТрН)в текущем виде. Опросили представителей более чем 30 компаний и готовы поделиться выводами.
Результаты общения мы представили в виде таблицы. Как обычно экспедиторы оформляют два основных документа – расписку и транспортную накладную?
Экспедиторская расписка
По закону |
На практике |
«Бланк «Экспедиторская расписка» заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту)». |
|
В рекомендуемой форме экспедиторской расписки подпись клиента (заказчика экспедиторских услуг) не предусмотрена. |
|
Транспортная накладная
По закону |
На практике |
Приведу в пример схему двух плеч. 1. Грузоотправитель – непосредственно компания, которая реализует товары, а грузополучатель – экспедитор. 2. На втором плече экспедиторская компания выступает грузоотправителем, а грузополучателем значится непосредственный получатель. В итоге на одну поставку формируются две транспортные накладные. |
1. Грузоотправитель, доверяя перевозку своего груза экспедитору, отказывается указывать экспедиторскую компанию в качестве получателя на первом плече, аргументируя это тем, что груз должен быть доставлен конечному клиенту, а не на склад экспедитора. Он не согласен с тем, что в одной из транспортных накладных не значится (в нашем случае на второй). 2. «В позу» встает грузополучатель. Он может отказаться принимать груз от имени экспедиторской компании не смотря на то, что данные в первичных документах идентичны содержанию груза. |
Итак, к каким выводам мы пришли, проведя анализ кейсов по использованию этих двух распространенных документов?
- Транспортную накладную экспедиторы составлять должны, но в рекомендуемой форме соответствующее поле для них не предусмотрено.
- Существуют организационные сложности по оформлению документов при многоплечевых доставках и не только.
- Экспедиторская расписка нужна только экспедиторским компаниям.
ТТН обязательный документ или нет
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 по делу № А33-18030/2009 судом указано, что ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Суд отклонил доводы общества о том, что, поскольку оно доставляло товар от продавца самовывозом, ТТН не составлялись.
Если покупатель сам забирает товар, то составлять ТТН действительно не нужно. Как уже было сказано выше, ТТН нужна, только если к доставке привлекается перевозчик. Для подтверждения передачи товара вам достаточно накладной ТОРГ-12, которую вы выставляете своим покупателям. Чтобы не было проблем с оформлением документов, лучше заранее обговорите со своим покупателем условия доставки и порядок оформления первичных документов и пропишите их в договоре.
Для чего нужна транспортная накладная
ТРН — что это за документ? Он необходим для подтверждения факта оказания транспортных услуг. Им оформляются все автомобильные грузоперевозки в РФ. Она нужна при отправке груза продавцом:
- силами транспортной компании;
- с привлечением услуг экспедитора;
- собственным транспортом — если транспортные услуги выделены отдельно, а не включены в стоимость товара.
В документе содержатся условия транспортировки и общая информация о грузе, его отправителе и получателе. Его заполнение и применение регулируются Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 №2200.
ТРН может служить первичным бухгалтерским документом при полностью заполненном 12 разделе. При отсутствии, утере или порче ТРН подтвердить транспортные расходы можно другой первичкой — актами, счетами-фактурами, договорами, и т.д.(постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 №26).
Если груз доставляется транспортом покупателя (грузополучателя), заполнять транспортную накладную не нужно. В этом случае груз считается переданным получателю без фактической перевозки, поэтому для его доставки в конечный пункт достаточно путевого листа.
Законодательное регулирование
Правила перевозок груза автомобилем описаны в правительственном постановлении №2200 от 21 декабря 2020 года. Они заменили собой правила, утвержденные постановлением Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, которые утратили силу. Форма транспортной накладной является Приложением №4 к этим Правилам.
Бумага удостоверяет расходы на перевозку в соответствии с письмом ФНС от 21 марта 2012 года №ЕД-4-3/4681@. При выездной проверке при наличии у компании таких расходов налоговая проверяет эти документы.
Об обязательном использовании транспортной накладной говорит и Минфин в своем письме от 20 июля 2015 года №03-03-06/1/41407.
К сведению! Новые правила будут действовать до 1 января 2027 года. Они внесли несколько изменений в бланк транспортной накладной.
Кем выписывается накладная
Устоявшаяся практика предполагает, что обычно этот документ выписывается грузоотправителем. А им может выступать любая сторона сделки. Например, покупатель заказал доставку транспортной компании и поэтому он формирует ТРН. Условия оформления и ответственных можно заранее закрепить в договоре поставки.
ТРН составляется:
- в трёх экземплярах-оригиналах, по одному для каждого из участников — продавца, покупателя и транспортной компании. Если продавец использует свой транспорт — тогда достаточно двух;
- в четырёх экземплярах-оригиналах, если грузоотправитель использует ТРН в качестве первичного документа подтверждения расходов.
Общие сведения
Документ оформляют, если товар транспортируется привлеченным перевозчиком (при договоре перевозки) или экспедитором и при этом в договоре прописано право экспедитора заключать договор перевозки. В последнем случае экспедитор является отправителем.
Накладная удостоверяет, что был заключен договор о перевозке. Нужно внимательно заполнять форму, указывать в ней правильные данные: точные адреса, регистрационные номера, наименования компаний, груза и т.д. Подписывать транспортную накладную должно только уполномоченное на это лицо. У него должна быть доверенность на право подписи таких бумаг. Если документ будет заполнен с недочетами, то налоговая может отказать в признании расходов на транспортировку и в вычете по НДС.
При внесении исправлений в бумагу они должны быть подтверждены подписями грузоотправителя, транспортировщика или доверенными лицами.
На каждый автомобиль нужно оформлять свою накладную.
К сведению! В настоящее время применяется также и товарно-транспортная накладная. В чем ее отличия от товарной накладной, можно прочитать в нашей статье.
Кого указывать грузоотправителем при самовывозе
Согласно официальной позиции, выраженной в Письмах Минфина России, если доставка осуществляется собственными силами покупателя, представление ТТН для подтверждения обоснованности расходов не является обязательным. Имеются судебные акты, подтверждающие данный подход. В то же время есть судебные акты, содержащие вывод о невозможности признания расходов на приобретение товаров без товарно-транспортной накладной.
Согласно другим разъяснениям контролирующих органов, если при самовывозе товаров покупатель привлекает специализированного перевозчика и право собственности на товар переходит к покупателю на складе поставщика, то грузоотправителем выступает покупатель, который и должен оформлять транспортную накладную.
В рассматриваемом случае, по нашему мнению, если будет оформляться транспортная накладная то грузоотправителем должен быть указан покупатель.
При отпуске товара со склада поставщика на условиях самовывоза товара транспортом покупателя продавец обязан выписать покупателю лишь товарную накладную формы N ТОРГ-12 и выставить счет-фактуру или же вместо двух указанных документов выписать УПД.
Если товар вывозится покупателем собственным транспортом, то транспортная накладная не оформляется, а документом, подтверждающим факт перевозки груза, является путевой лист на транспортное средство. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123.
Если же для доставки груза покупатель привлекает перевозчика, то он самостоятельно оформит транспортную накладную. В п. 2 ст. 8 Устава сказано, что транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем, аналогичная норма продублирована и в п. 6 Правил N 272, о чем мы уже говорили в статье.
Напомним, что грузоотправителем на основании п. 4 ст. 2 Устава признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Иными словами, грузоотправителем могут являться как поставщик товаров, так и их покупатель, лица, уполномоченные продавцом и покупателем, а также экспедитор.
Когда нужен конкретный вид
Транспортная накладная – это универсальный документ, который нужно составлять при совершении логистических операций.
Однако в некоторых случаях нужно оформлять именно ТТН: при регистрации и сопровождения грузоперевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Иногда нужно сразу 2 документа – если для передвижения такого товара вы будете использовать автомобиль.
В остальных случаях можно использовать только транспортную накладную.
Давайте разберём на конкретных примерах.
Перевозка грузов
При транспортировке обычных товаров нужно заполнить ТН. Это обязательное условие, помимо других сопутствующих документов (форма утверждена Постановлением Правительства № 2200 в редакции Постановления № 2116). Обычно заполнять её должен именно грузоотправитель.
Главная функция транспортной накладной – закрепление прав того, кто высылает товар, и того, кто должен перевезти его. Без ТН будет невозможно списание расходов на логистику.
Движение товарно-материальных ценностей и расчётов за их перевозки
Согласно письму ФНС № ЕД-4-3/4681@, как ТН, так и ТТН являются документами, которые подтверждают затраты на перевозку.
Транспортный раздел служит для учёта логистических операций и оплаты услуг перевозчикам со стороны отправителей и получателей грузов. Товарный раздел ТТН используется для списания и зачисления товаров у обеих сторон.
К товарно-материальным ценностям можно отнести автомобильный транспорт, предметы роскоши, электронику и т.д.
Если же при этом вам нужно вычесть НДС, то одной ТТН может быть мало – нужно дополнительно сформировать счета-фактуры.
Когда нужны экспедиторские документы
Экспедиторские документы используются при осуществлении перевозки грузов экспедиторами – компанией, которая отвозит товар от лица отправителя или получателя.
К ним относятся:
- Складская расписка (факт передачи товара на хранение на склад).
- Экспедиторская расписка (принятие продукции на перевозку).
- Поручение экспедитору.
Поскольку по экспедиторским документам формируется специальный договор на перевозку, их создание обязательно. Вместе с этим, необходимо иметь при себе ещё накладные, акты и т.д. Только полный пакет документов может подтвердить все расходы.
Как заполнить накладную
Накладную выписывает экспедитор — временный владелец и отправитель груза по договору перевозки.
Транспортную накладную нужно заполнить по форме из Приложения № 4 к Правилам перевозки грузов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 (далее — Правила перевозки грузов).
В таблице объясняем, как правильно заполнить накладную в такой ситуации.
Раздел накладной |
Что указывается |
До погрузки |
|
Раздел 1 «Грузоотправитель» |
|
Раздел 1а «Заказчик услуг по организации перевозки груза» |
|
Раздел 2 «Грузополучатель» |
|
Раздел 12 «Стоимость перевозки груза»¹ |
|
При погрузке |
|
Раздел 6 «Перевозчик» |
|
Раздел 7 «Транспортное средство» |
|
Раздел 8 «Прием груза» |
|
Раздел 3 «Груз» |
В сопроводительной ведомости контейнера пишут, что контейнер пуст, либо описывают его содержимое |
При получении груза |
|
Раздел 10 «Выдача груза» |
|
Примечание 1. Если накладная нужна для подтверждения расходов на перевозку.
Печать в накладной не ставят.
Что говорят сами экспедиторы?
Я пообщалась с представителями двух крупных компаний – DB Schenker и Logiterra. Каждый из них поделился мнением относительно работы с бумажными.
«Действительно, вышеуказанные проблемы есть и у нас, – пояснили в DBShenker. – Мы – экспедиторская компания, и обязаны представлять отчётные документы по перевозке – экспедиторские расписки, поручения экспедитору и складские расписки, а также оформлять транспортные накладныe.
По той причине, что грузоотправителем по документам являемся мы, а не сама компания-отправитель, порой очень тяжело заставить грузополучателя поставить подпись на транспортной накладной. Большая проблема есть и при работе с экспедиторскими документами – грузоотправители и грузополучатели не желают ставить в них подписи, аргументируя тем, что у нашей компании нет каких-либо юридически закрепленных обязательств и взаимоотношений. Получается, никто не обязан подписывать наши документы, а мы в налоговые органы должны представить подписанные документы. Такой парадокс. Фактически всё зависит от человеческого фактора. Если у работника склада настроение хорошее, то подпишут, а если нет, то приходится выкручиваться.
Говоря о сложностях работы с бумагой, можем сказать, что как таковых проблем нет, кроме цены, рисков утери, сложностей хранения, ну, и самой логистики документов на бумаге (в том числе времени). Из плюсов у бумаги отмечу гибкость. Всегда можно что-то отредактировать без фиксации версии, но это одновременно и минус».
Своим мнением также делится Алексей Куликов, директор по стратегическому развитию компании Logiterra:
«Да, в части интересов экспедиторов ситуация не самая обнадеживающая. Действительно, к бумаге они приспособились, но тут кто во что горазд. Больше половины решений идет вразрез с законодательством.
Мы придерживаемся той логики, что в ТрН экспедитор должен быть отправителем. А если говорить о введении нового титула, тогда – организатором перевозки. Но новый титул мы будем внедрять до 2050 года, поэтому наша позиция проста. Передача груза регулируется поручением экспедитору и экспедиторской распиской. И ответственность никто с экспедитора более не может снять. А уж отношения между ним и непосредственно исполнителем – перевозчиком – это зона договора между этими сторонами и попутно страховой компанией. ФНС такая схема устраивает, все встречные проверки налоговых органов от перевозчиков и от клиентов идут на ура.
Нам не совсем понятно, зачем грузовладельцу непременно нужно быть указанным в качестве грузоотправителя в ТрН. А вот тот факт, что транспортные документы экспедиторов сети подписывают неохотно – да, это проблема. Порой с боем приходится перевозчикам подписывать ТрН, так как без подписи мы им не оплатим оказанные услуги. Кажется, сети не до конца понимают, что более половины всех поставок к ним едут не прямыми транспортом, а сборными грузами. И если создать проблемы для этой отрасли, то автоматически проблемы коснутся и большей части поставщиков, приведут к росту цен и, как следствие, к инфляции»
Коллеги из компаний Schenker и Logiterra поделились основными проблемами экспедиторских компаний. Поможет ли электронный документооборот решить их, с какими организационными вопросами бизнес может столкнуться, переводя взаимоотношения в электронную плоскость, и какие выгоды экспедиторы могут получить? На эти вопросы я отвечу в следующей части статьи.
Ответ
Административная ответственность для грузоотправителя предусмотрена ч.8,9 ст.12.21.1 КоАП РФ, а для лица, осуществляющего погрузку груза (как правило, также являющимся грузоотправителем) — ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ.
Так как определение субъекта административной ответственности осуществляется на основании сопроводительных документов, ответственность по указанным выше составам правонарушения будет нести указанный в документах грузоотправитель, если иные требования о записи в транспортной накладной и погрузке груза не предусмотрены договором перевозки.
Грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (п.4 ст.2 УАТ).
Запись в транспортной накладной о массе груза с указанием способа ее определения осуществляется грузоотправителем, если иное не установлено договором перевозки груза. По требованию перевозчика масса груза определяется грузоотправителем в присутствии перевозчика, а в случае, если пунктом отправления является терминал перевозчика, — перевозчиком в присутствии грузоотправителя (п.55 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).
Погрузка груза в транспортное средство и контейнер осуществляется грузоотправителем (фрахтователем), а выгрузка из транспортного средства и контейнера — грузополучателем, если иное не предусмотрено договоренностью сторон (п.50 Правил).
Если доставка товара в адрес Покупателя осуществляется транспортом Поставщика, т.е. грузоотправителем выступает Поставщик, который фактически осуществляет погрузку груза и запись о массе груза в транспортную накладную, Поставщик несет риск привлечения к административной ответственности по указанным составам КоАП РФ.
Если Покупатель осуществляет вывоз товара самостоятельно со склада Поставщика, своим транспортом, т.е. Поставщик не фигурирует в транспортной накладной в качестве грузоотправителя и по условиям договора не осуществляет погрузку груза в транспорт покупателя, к административной ответственности в этом случае может быть привлечен Покупатель, который является грузоотправителем при наличии договора перевозки, либо самостоятельно осуществляет погрузку груза в свое ТС с нарушениями.
Наличие указанных пунктов в договоре, в случае не прохождения весового контроля по массе груза и/или нагрузки на ось (оси), не влечет освобождения от административной ответственности виновных лиц при наличии в их действиях состава административного правонарушения с учетом указанных норм законодательства.
О документах, которые нужно оформить при продаже товаров оптом со склада продавца при самовывозе см. в обосновании.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
.
Как документально оформить продажу товаров оптом
«Какие документы нужно оформить при продаже товаров оптом со склада продавца
Нередко покупатель сам забирает товар прямо со склада продавца — самовывозом. В этом случае продавец оформляет:
счет-фактуру, если, конечно, он является плательщиком НДС (п. 3 ст. 168 НК РФ);
товарную накладную по форме, утвержденной руководителем организации, например, по форме № ТОРГ-12 (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ).
Составлять транспортную или товарно-транспортную накладную не нужно. В этом случае затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждают путевым листом (письмо Минфина России от 22 декабря 2011 № 03-03-10/123).*
Если для вывоза товаров покупатель заключает договор с перевозчиком, то ему необходимо составить транспортную накладную. В качестве грузоотправителя он укажет себя. Ведь товар он забирает со склада продавца сам.* Поэтому продавец не должен ставить свою подпись в транспортной накладной. Такой порядок следует из пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 № 272».
Правила заполнения
Важно при составлении соблюдать правила оформления транспортной накладной. Наличие каких-либо ошибок может сделать документ недействительным
При этом правительство внесло ряд изменений в транспортную накладную в 2024 году, которые также нужно учитывать при оформлении.
Порядок и инструкция по заполнению ТН указаны в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 ПДД РФ» от 21.12.2020.
Далее мы предлагаем ознакомиться с основными правилами заполнения транспортной накладной по пунктам:
- грузоотправителем заполняются пункты «Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Сопроводительные документы», «Указания грузоотправителя», «Наименование груза», «Прием груза» и часть отправителя в разделе «Дата составления и подписи сторон»;
- грузоперевозчиком заполняются пункты «Условия перевозки» (только после согласования с отправителем), «Перевозчик», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета», «Транспортное средство», «Прочие условия» (при их наличии) и часть перевозчика в разделе «Дата составления и подписи сторон»;
- грузополучатель заполняет пункт «Сдача груза»;
- в разделе «Прочие условия» можно указать маршрут следования, если это необходимо, также дату, номер и срок действия специального разрешения, если оно есть;
- перевозчик имеет право в разделе «Оговорки и замечания» делать пометки о состоянии груза, тары, опломбирования, изменении условий перевозки и т.д.
- в разделе «Указания грузоотправителя» нужно указать ценность груза в размере его стоимости;
- в документе не должно быть пустых полей, если отсутствуют записи в каком-либо пункте, это обозначается прочерком;
- если в разделе «Условия перевозки» нет записей, применяются те условия, которые указаны в общих правилах перевозки грузов;
- пункт о грузе должна включать сведения обо всех партиях, которые перевозятся одним и тем же транспортом;
- допускаются исправления в накладной, они обязательно должны быть заверены подписями грузоперевозчика и отправителя (обязательно указываются фамилии и инициалы подписавшихся), а рядом должны стоять слово «Исправлено» и дата исправления;
- не обязательно ставить печать, а вот подпись нужна отправителя, транспортной компании, водителя и получателя.
Пошаговое заполнение ТН
Крайне важно, чтобы бланк транспортной накладной был именно нового образца, официально утверждённого в 2021 году. Если взять образец старой формы, до 2021 года, тогда возникнут закономерные вопросы относительно заполнения транспортной накладной со стороны проверяющих органов
Использовать старый формат ТН уже нельзя.
Пошагово процесс оформления ТН нового установленного образца 2021 года можно описать следующим образом:
- Нужно прописать данные об отправителе груза. Полное наименование организации, адрес (юридический и фактический), реквизиты банка, контактные данные.
- По аналогии следует указать информацию о получателе груза. Все те же сведения, что и в предыдущем пункте.
- Затем фиксируются данные про отправляемый груз. Это наименование, состояния, а также другая дополнительная информация, включая количество грузовых мест, габаритные характеристики, масса брутто и нетто.
- Следующий пункт — это перечень сопроводительных документов, которые идут вместе с доставляемым товаром. Сюда относятся сертификаты, паспорта, разного рода разрешения и удостоверения.
- Если нужно, тогда отдельным пунктом прописываются особые требования, предъявляемые к грузоперевозке. Это могут быть конкретные характеристики выбранного транспортного средства, применение холодильного оборудования, нагревателей, запорно-пломбировочных устройств и так далее.
- Потом на очереди данные про приём груза к проведению погрузочных работ. Здесь следует указать, по какому адресу проводилась погрузка, в какой день, в какое время. Также нужно прописать, сколько товара было загружено по массе и количеству, указать фактическое состояние. Отправитель груза и водитель, представляющий транспортную компанию, по завершению погрузки должны поставить свои подписи с расшифровкой.
- Далее сведения о сдаче груза. Тоже дата, адрес, время, количественные и весовые характеристики. Подписи с расшифровкой. Только теперь водителя и грузополучателя.
- Условия перевозки. Их нужно внести дополнительно, либо выбрать из тех, которые уде представлены. Здесь указываются данные временного хранения на складе, возможных штрафных санкциях при транспортировке.
- Потом идёт информация о том, что заказ был принят к исполнению.
- Необходимо внести информацию о самом перевозчике. Это полное наименование организации, юридический и фактический адрес, телефонные номера и другие контактные данные. Плюс информация о водителе, который доставляет указанный в транспортной накладной груз. Достаточно вписать его ФИО и номер телефона. Иногда вписывают паспортные данные.
- Затем вносят информацию об используемом транспортном средстве. Марка, модель, тип ТС, грузоподъёмность, регистрационный государственный номер.
- Следующий пункт — это информация о фактическом состоянии товара, упаковке при погрузочных и разгрузочных работах. Нужно указать на изменения, которые возникли в процессе транспортировки.
- Прочие условия прописываются лишь при необходимости. К примеру, режим труда, время для отдыха водителя, особые требования по перевозке опасного или негабаритного груза.
- Также в новой форме ТН предусматривается графа с указанием изменения места доставки товара, если это требуется.
- Нужно ещё поставить дату и оставить подписи сторон договора с расшифровкой. Расписываться должен грузоотправитель и сам перевозчик.
- Ещё ТН служит для отображения стоимости услуг, порядка расчёта, расходов при грузоперевозках, которые должен покрыть заказчик.
- Следует прописать полное название компании, которая будет оплачивать доставку груза. Тут указывается юридический и фактический адрес. Также нужен адрес и банковские реквизиты плательщика.
- Дополнительно вносится информация о возможных нарушениях и претензиях со стороны отправителя груза, получателя товара и перевозчика.
Удобнее всего заполнять транспортную накладную в электронной форме. Здесь предусмотрено наличие уже частично заполненных граф, строк и столбцов. Где-то достаточно просто поставить галочку или другую отметку. Другие разделы нужно заполнять.
Поскольку требуется создать 3 одинаковых оригинала, печатный вариант заполнения объективно считается более предпочтительным, нежели оформление от руки с помощью ручки. Ручкой выше вероятность допустить ошибку. А поскольку исправления делать не рекомендуется, тогда к заполнителю предъявляются повышенные требования в плане внимательности и аккуратности.
Вы тоже думали, что ТН и ТТН — это одинаковые документы? Может стоит поменять официальное название одной из форм? Кому лучше доверять заполнение формы?
Когда оформляют накладную
Правила перевозки грузов автомобильным транспортом утверждены Постановлением Правительства № 2200 от 21.12.2020. Форма транспортной накладной приводится в приложении № 4 к ПП РФ № 2200.
ВАЖНО!
С 01.03.2022 применяется новая форма транспортной накладной (ПП РФ № 2116 от 30.11.2021). Изменился не только бланк, но и порядок его заполнения
По новым правилам, если ТН используют как первичный документ, необходимо дополнительно подготовить четвертый экземпляр для грузоотправителя.
Заполнять ТН придется в двух случаях:
- если товар, продукция, груз доставляются силами сторонней организации, например, транспортной компанией;
- если ТМЦ доставляются экспедитором, условиями договора предусмотрена прямая обязанность экспедитора по заключению договора перевозки.
В остальных случаях применять транспортную накладную не требуется. Например, если компания доставляет груз собственными силами, без привлечения специализированного перевозчика.
Кто доставляет ТМЦ от продавца покупателю |
Кто составляет накладную |
Кто указан в накладной |
Комментарий по заполнению |
|
---|---|---|---|---|
грузоотправителем |
грузополучателем |
|||
Сам покупатель |
Так как договор перевозки не заключается, то и составлять накладную не требуется |
— |
— |
Расходы на перевозку подтвердите путевым листом и чеками на приобретение ГСМ в поездке (письмо Минфина от 22.12.2011 № 03-03-10/123) |
Сам продавец, но покупатель перевозку отдельно не оплачивает (цена перевозки в договоре отдельно не выделена) |
— |
— |
||
Сам продавец, а покупатель оплачивает перевозку. При условии, что цена перевозки ТМЦ в договоре выделена отдельно |
Продавец |
Продавец |
Покупатель |
В форме ТН в строке «перевозчик» продавец указывает сам себя |
Перевозчик, нанятый покупателем |
Покупатель. Или перевозчик от имени покупателя по доверенности |
Покупатель |
Покупатель |
Для получения ТМЦ у продавца перевозчику нужна доверенность, оформленная от имени покупателя |
Перевозчик, нанятый продавцом |
Продавец. Или перевозчик (экспедитор) от имени продавца по доверенности |
Продавец |
Покупатель |
Накладная подтвердит реальность сделки по покупке товара |