Можно ли взыскать с перевозчика что-то больше, чем стоимость груза?
Убытки могут быть связаны не только с самим повреждением груза. Нередко несвоевременная доставка товаров влечёт другие потери, которые тоже можно подсчитать. Но взыскать их – задача не из лёгких
Придётся уделить пристальное внимание сбору доказательств, которые не всегда интерпретируются судом так, как это видит истец
С минимальным количеством доказательств взыскиваются:
- Прямые убытки и расходы (стоимость повреждения груза, затраты на его утилизацию и прочее).
- Оплата юридической помощи (если суммы адекватны рыночным, а факт их внесения подтверждается бухгалтерскими документами).
- Расходы по госпошлине при подаче заявления.
Однако ничто не мешает попробовать взыскать и другие суммы, которые недополучил заказчик. Это, к примеру, разница в стоимости между товаром, который был повреждён, и новым, который куплен взамен. Можно попробовать взыскать убытки из-за простоев производства либо в связи с неисполнением обязательств заказчиком перевозки перед третьими лицами.
Статья 705 ГК РФ, действующая редакция гражданского кодекса на 2024 год с комментариями
1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором подряда:
риск случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного используемого для исполнения договора имущества несет предоставившая их сторона;
риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком несет подрядчик.
2. При просрочке передачи или приемки результата работы риски, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, несет сторона, допустившая просрочку.
Комментарий к статье.
1. Комментируемая статья регулирует распределение рисков случайной гибели (повреждения) подрядного имущества — материалов, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи, иного используемого для исполнения договора имущества и результата работы.
Сущность всякого риска случайной гибели (повреждения) имущества состоит в убытках в размере стоимости погибшего (поврежденного) имущества, которые в силу закона или договора несет та или другая сторона договора. Как установлено в настоящей статье, риск случайной гибели (повреждения) материалов, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного используемого для исполнения договора имущества несет предоставившая данное имущество сторона, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
В свою очередь, риск случайной гибели (повреждения) результата работы до его приемки заказчиком несет подрядчик, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором подряда. Данное правило означает утрату подрядчиком права на оплату работы, а также возникновение у него обязанности вернуть заказчику сумму полученной предоплаты. Если же в силу закона или договора указанный риск возлагается на заказчика, это означает его обязанность оплатить стоимость выполненных подрядчиком работ без права требовать от него встречного предоставления в виде сдачи результата.
Гибель (повреждение) имущества является случайной, если она наступила при обстоятельствах, которые нельзя вменить в вину сторонам договора.
2. При просрочке передачи (приемки) результата работы риск случайной гибели (повреждения) имущества падает на сторону, допустившую просрочку. Данное правило п. 2 ст. 705 императивно и развивает правила ст. ст. 405, 406 ГК РФ. Оно не может быть изменено соглашением сторон. Таким образом, риск случайной гибели (повреждения) результата, лежащий по общему правилу на подрядчике, сохраняется на нем при просрочке в сдаче результата на весь период просрочки. Однако он переходит к заказчику, допустившему просрочку в приемке результата, в тот момент, когда приемка должна была состояться.
Если же риск случайной гибели (повреждения) результата, лежит в силу закона или соглашения на заказчике, он остается на нем при просрочке в приемке результата. Однако он переходит к подрядчику, допустившему просрочку в сдаче результата, в тот момент, когда сдача должна была состояться.
3. Судебная практика:
— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2006 N А21-1621/2005-С2;
— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51;
— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.03.2005 N А82-3162/2004-4.
Подпишитесь на соцсети
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи пару раз в месяц. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Поделиться с друзьями
Ссылки по теме:
Статья 702. Договор подряда
Статья 703. Работы, выполняемые по договору подряда…
Статья 704. Выполнение работы иждивением подрядчика…
Статья 767. Изменение государственного или муниципального контракта…
Переход права собственности
По гражданскому кодексу «по умолчанию» риск случайной гибели или повреждения переходит к покупателю, когда продавец исполнил свою обязанность и передал ему товар. Соответственно, переданным считается товар врученный покупателю или его представителю см. статью 458 ГК РФ.
Риски покупатель несет самостоятельно, только если продавец, отправляя товар и передавая его первому по счету перевозчику, не знал об утрате или повреждении. В противном случае покупатель вправе признать через суд недействительность передачи рисков (п.2 статьи 459 ГК).
Если условия доставки не указаны в договоре и момент перехода права собственности не определен как-то по-другому, то обязанность продавца считается исполненной при передаче товара перевозчику.
Для международных грузоперевозок действуют особые правила, называемые Инкотермс. В 2020-м году действует редакция Инкотермс-2020. Если владеете английским (или пользуетесь автопереводчиком страниц), можете ознакомиться с первоисточником на сайте Международной торговой палаты (https://iccwbo.org/resources-for-business/incoterms-rules/incoterms-2020/). Документом устанавливают стандартные правила несения рисков и расходов на груз. Рекомендуется на тот же момент ориентировать переход права собственности.
Кстати! «Франко» – термин, означающий место, после доставки в котором ответственность и расходы по доставке переходят от поставщика (продавца) к покупателю.
В частности выделено несколько сочетаний:
- EXW (ExWorks, Франко-завод). Продавец подготавливает товар к передаче в месте, таком как завод или склад и не отвечает за дальнейшую транспортировку, таможенное оформление и т.д.
- FCA (FreeCarrier, Франко-перевозчик). Здесь существует два варианта перехода рисков и расходов – если отгрузка происходит в месте, принадлежащем продавцу (тот же склад), то в момент выгрузки в транспорт, предоставленный (организованный) покупателем. Либо при достижении указанного покупателем места для передачи перевозчику или уполномоченному лицу.
- CPT (Carriage Paid To, Перевозка оплачена до…). Место передачи определяется контрактом, причем, до того как товар поступит туда, все риски несет продавец.
- CIP (Carriage and Insurance Paid to, Перевозка и страхование оплачены до…). Почти то же, что в предыдущем пункте, только добавляется еще страхование.
- DAP (Delivered At Place, Доставка до места назначения). Продавец предает товар в распоряжение покупателя в месте, оговоренном в контракте (без выгрузки из транспортного средства). Т.е. место поставки и прибытия в пункт назначения совпадают.
- DPU (DeliverednamedPlaceUnloaded, Поставка на место выгрузки). Совпадает с DAP, но требует проведения разгрузки.
Важно! Применяя правило DPU, поставщик должен убедиться в своей способности осуществить выгрузку или организовать ее. Поскольку речь идет о международных перевозках, то придется подготовиться к процедуре заранее или отправить на место представителя
DDP (Delivered Duty Paid, Доставка с оплатой пошлин). Опять же условия схожи с DAP, с той разницей, что продавцу (поставщику) придется также провести таможенное оформление и оплатить необходимые пошлины, и только после этого товар перейдет под эгиду покупателя.
Большой плюс в применении Инкотермс в отсутствии необходимости разъяснять и расписывать условия поставки – достаточно включить нужный пункт в договор, благодаря принятым терминам и их сокращениям уменьшается объем документов.
Именно действующий владелец груза при его утрате или повреждении (например, при попадании транспортного средства в аварию) предъявляет претензию, поэтому так важно четко определять момент перехода права собственности
Когда перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение груза?
Единственный момент, чётко закреплённый законодательством – это наступление негативных последствий по вине заказчика (отправителя). Чаще всего – ввиду использования ненадлежащей упаковки. Однако именно перевозчику нужно доказать, что негативные последствия наступили по этой причине. А, как показывает судебная практика, сделать это довольно сложно.
В то же время, если недостатки упаковки были явно видны на момент принятия груза, и перевозчик не сделал замечаний и соответствующих отметок в товарно-сопроводительных документах, то отвечать за это придётся исполнителю
Именно поэтому, крайне важно, водителю, представляющему транспортную компанию, присутствовать на погрузке и лично осматривать и принимать груз по товарным местам
Более того, степень ответственности водителя при повреждении перевозимого груза, напрямую будет зависеть от того, на сколько профессионально водитель выполнил свою работу в процессе приемки и транспортировки груза.
Также, форс-мажорные обстоятельства и стихийные бедствия, такие как война, перекрытие дорог, наводнения, землетрясения и т.п., которые не мог предвидеть грузоперевозчик, освобождают от ответственности транспортную компанию.
Ещё один случай, освобождающий от возмещения убытков – противоправные действия заказчика. К примеру, повреждение им груза с целью получения страховой выплаты. Но подобные ситуации встречаются крайне редко.
Статья 459 ГК РФ, действующая редакция гражданского кодекса на 2024 год с комментариями
1. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
2. Риск случайной гибели или случайного повреждения товара, проданного во время его нахождения в пути, переходит на покупателя с момента заключения договора купли-продажи, если иное не предусмотрено таким договором или обычаями делового оборота.
Условие договора о том, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента сдачи товара первому перевозчику, по требованию покупателя может быть признано судом недействительным, если в момент заключения договора продавец знал или должен был знать, что товар утрачен или поврежден, и не сообщил об этом покупателю.
Комментарий к статье.
1. После исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю к нему, если договором не установлено иное, переходит риск случайной гибели или случайного повреждения товара, что означает несение убытков в таких случаях со стороны покупателя. Иными словами, покупателю будет необходимо произвести расходы на ремонт (восстановление) товара в случае его повреждения либо затраты на приобретение нового товара в случае гибели.
В договоре может быть, например, установлено, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара лежит на продавце либо переходит к покупателю через определенный период времени.
Если в договоре купли-продажи предусмотрено обязательство продавца по доставке либо если продавец передал товар перевозчику для доставки его покупателю, то риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит к покупателю в момент заключения договора. С другой стороны, такая норма представляется неверной, так как если у продавца есть обязательство доставить товар, то его обязанность по передаче товара еще не исполнена и покупатель лишен права начать использовать товар, в ходе которого и возможен риск случайной гибели или случайного повреждения товара.
Однако договором или обычаями делового оборота может быть предусмотрено и то что риск случайной гибели или случайного повреждения переходит на покупателя только с момента фактического вручения товара покупателю, а также могут быть предусмотрены и иные условия. В то же время, если продавец в момент заключения договора знал или должен был знать, что товар утрачен или поврежден, и не сообщил об этом покупателю, то условие договора о том, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента сдачи товара первому перевозчику, по требованию покупателя может быть признано судом недействительным. Например, если предметом договора является бытовая техника, а в момент заключения договора продавец знал, что такая техника неисправна. Но в данном случае покупатель должен будет доказать тот факт, что продавец знал или должен был знать об этой неисправности.
2. Применимое законодательство:
— Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
3. Судебная практика:
— Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 N 10АП-647/13;
— Определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 20.03.2014 по делу N 33-2876/2014;
— Определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 17.07.2013 по делу N 33-15290/2013;
— Постановление ФАС Уральского округа от 08.07.2013 N Ф09-5753/13 по делу N А60-45602/2012;
— Постановление ФАС Уральского округа от 30.05.2006 N Ф09-3202/06-С3;
— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2006 N Ф04-501/2006(19838-А81-10);
— Постановление ФАС Центрального округа от 28.01.2004 N А14-3140/03/69/5;
— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.04.2001 N А44-2909/00-С1.
Подпишитесь на соцсети
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи пару раз в месяц. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Поделиться с друзьями
Ссылки по теме:
Статья 458. Момент исполнения обязанности продавца передать товар…
Статья 454. Договор купли-продажи
Статья 455. Условие договора о товаре
Статья 456. Обязанности продавца по передаче товара…
Что делать дальше?
В кратчайшие сроки после обнаружения нужно направить исполнителю перевозки претензию о повреждении груза. Этот документ оформляется в свободной форме, однако нужно соблюсти следующие нюансы:
- Оформление – в письменном виде;
- Изложение фактических обстоятельств случившегося (своё видение происшествия);
- В тексте – указание на сумму и способ возмещения убытков.
По ссылкам ниже вы можете скачать актуальные и юридически грамотно оформленную претензию транспортной компании о повреждении груза образец и бланк:
К претензии можно приложить акт о порче груза, договор, но это необязательно. Главное – сохранить подтверждение того, что документ был направлен второй стороне. Если в течение месяца ответа нет либо он не удовлетворяет клиента, появляется право на обращение в суд.
Возмещение ущерба
Если груз украли при перевозке фурой – что делать, чтобы получить компенсацию? Для этого необходимо, прежде всего, определить круг истцов. При совершении кражи на транспорте требование возмещения ущерба в большинстве случаев исходит от грузополучателя. Однако истцом может выступать и отправитель в случае, когда груз похищается при транспортировке между объектами одной компании.
Если похищенный груз был застрахован, то истцом может выступать страховая компания. В порядке регресса после выплаты компенсации владельцу имущества она имеет право обратиться с иском к грузоперевозчику. И, как показывает практика, споры со страховщиками в подобных обстоятельствах чаще всего решаются в их пользу.
Как сформулировать условие о сроке поставки?
Нет однозначного мнения, является ли условие о сроке поставки существенным для рассматриваемого договора. Тем не менее, лучше все же указать в договоре этот срок, поскольку это поможет избежать споров относительно того, заключен ли договор, а также разногласий по срокам поставки товара.
Срок в договоре определяется в виде (ст. 314 ГК РФ):
- определенной календарной даты;
- периодов времени в пределах срока действия договора.
Если поставка товара осуществляется поэтапно, целесообразно составить график, который будет содержать информацию о товаре и о сроках поставки каждой его партии. Этот график включается в договор либо оформляется приложением к нему.
По общему правилу, если в договоре не указан срок его исполнения, а также не оговорен порядок определения этого срока, стороны должны исполнить свои обязанности по договору в разумный срок после его заключения. Разумный срок определяется в каждой конкретной ситуации исходя из условий исполнения договора, возможностей сторон для его исполнения и других обстоятельств (п. 2 ст. 314 ГК РФ).
Важно: если срок действия договора четко не определен, не следует указывать в тексте, что поставка осуществляется в течение срока его действия. Лучше указать, что поставщик обязуется доставить товар:
- в конкретный срок поставки товара («12 августа 2014 года»);
- к определенному сроку («не позднее 12 августа 2014 года»);
- в определенные периоды времени («в сроки, установленные графиком поставки (приложение № ___ к договору поставки № ___ от «___» _______ 2014 г.)»).
Аренда автомобилей. Наем водителей с авто
Для оказания услуг необязательно иметь автопарк, можно заключать договора с другими организациями, ИП, самозанятыми и даже физическими лицами.
При аренде есть два варианта: с экипажем и без. Если машина нанимается у организации, ИП или плательщика НПД, то независимо от того, какой заключен договор, выплаты учитываются как обычная оплата услуг или работ. Если арендодатель – физическое лицо, то с оплаты удерживается НДФЛ. При договоре с экипажем общая сумма разделяется на две части:
- непосредственно аренда, удерживается только 13% НДФЛ.
- оплата за услуги вождения (экипаж) – 13% НДФЛ + взносы как по другим договорам ГПХ (ПФР и ОМС).
Стоимость ГСМ, страхования (ОСАГО, КАСКО), ремонта обговаривается в договоре. Как правило, договорная цена уже их учитывает, исключение – ГСМ, которые арендатор приобретает самостоятельно. Для учета бензина, дизтоплива или газа потребуется вести путевые листы. Расход топлива ведется обычно из расчета норматива и сверх нормы.
Норматив рассчитывается несколькими способами:
- Берется из официального руководства по эксплуатации, паспорта автомобиля
- Запрашиваются рекомендации производителя или дилера (если данные отсутствуют в технической документации).
- Считаются самостоятельно практическим путем – замеряется фактический расход топлива в различных условиях.
Для более точного расчета устанавливаются уменьшающие или добавочные коэффициенты в зависимости от дорожных, погодных условий и местных особенностей. К примеру: поездка в дождь, зимний период (скользкая дорога), по гористой местности (серпантин), бездорожью и т.д.
Статья 459 ГК РФ. Переход риска случайной гибели товара
Право собственности на товар переходит к покупателю в момент его передачи. Это значит, что как только покупатель оплатил товар и взял его в свои руки, он становится его законным обладателем.Однако договор иногда предусматривает и иное.
До оплаты (или до наступления других договорных обстоятельств) товар может принадлежать продавцу, хотя фактически находиться уже у покупателя.В таких случаях применяется ст 491 ГК РФ, запрещающая покупателю, уже имеющему товар на руках, отчуждать его, передавать в залог или распоряжаться еще каким-либо способом.
Значит покупатель может владеть товаром, принадлежащим продавцу, но не распоряжаться им.Но и это правило имеет исключения. Законом (договором) могут быть предусмотрены ситуации, допускающие распоряжение таким товаром. Это также может вытекать из товарного предназначения и свойств конкретных продуктов или вещей.
Например, скоропортящийся товар необходимо реализовать быстро, и покупатель может сделать это до момента оплаты.Подразумевается, что покупатель имеет явное намерение стать собственником этого товара, поэтому заинтересован в его сохранении. То есть реализуя товар, формально ему не принадлежащий, он не нарушает интересы продавца.
Согласно норме ст 459 ГК РФ, риск случайной гибели товара несет покупатель с момента получения его на руки. То есть он берет на себя все риски, распоряжаясь в допустимых случаях товаром, право собственности на который до момента оплаты сохраняет продавец.
В подобной ситуации ответственность за испорченный товар можно возложить как на покупателя, так и на продавца, в зависимости об обстоятельств.Исходя из нормы ст 459 ГК РФ, факт возложения риска случайного порчи товара на покупателя находится в прямой зависимости от того, надлежащим ли образом продавец исполнил свою обязанность по передаче товара.
Обязанности продавца могут быть шире, чем просто отдать покупку в другие руки.Соглашение может определять конкретное место, откуда покупателю нужно товар забрать. В этом случае продавец доставляет вещь в условленное место с соблюдением договорного срока. Также продавец обязательно должен оповестить покупателя о том, что товар к передаче готов.
Определить того, кто в рассматриваемом случае несет риск гибели товара, можно изучив подробно ситуацию.Если продавец письменно оповестил покупателя о доставке товара в условленное место, то он свои обязанности выполнил.
С момента как покупатель стал осведомлен о том, что товар должным образом промаркирован и доставлен в нужное место, риск случайной гибели продукции возлагается на него.Согласно ст 515 ГК РФ, невыборка покупателем товара в разумный или предусмотренный договором срок дает продавцу право требовать оплаты товара.
Если же продавец не известил вторую сторону о том, что продукция доставлена и готова к передаче (когда это является обязательным), то риск случайной гибели товара понесёт он. При этом уведомление покупателя о готовности товара, сделанное по телефону, или выставление счета за покупку не рассматриваются судами как доказательства должного извещения.
Уведомление должно быть совершено таким образом, чтобы покупатель впоследствии не смог его опровергнуть. Самый надежный способ уведомления — письмом. Если оно отправляется по электронной почте, то в договоре нужно предусмотреть возможность именно такой формы уведомления.
Ответственность за хищение груза при международных грузоперевозках
Несколько отличается порядок определения ответчика при краже груза в ходе международных перевозок. Они регламентируются действующей «Конвенцией о договоре перевозки груза». Согласно ее положениям, с грузоперевозчика снимается ответственность за недостачу либо несоответствующее состояние доставленного груза при следующих обстоятельствах:
- причиной хищения имущества, несоблюдения сроков доставки стали действия отправителя, экспедитора либо получателя;
- перевозимый груз изначально имел дефекты;
- недостача обусловлена форс-мажорными обстоятельствами.
В действительности же данные условия не являются абсолютными, определить виновность либо невиновность транспортной компании, а также порядок возмещения понесенных убытков определяется исключительно судом.
Хитрые пункты в договорах с экспедиторами
Имейте в виду: экспедиторы не лыком шиты и пытаются заранее снять с себя ответственность за утраченный груз, прописывая в договорах весьма интересные формулировочки.
Все экспедиторы включают в правила договора транспортной экспедиции такой пункт:
«Клиент уведомлен и согласен, что экспедитор не производит юридическую экспертизу подлинности подписей и печатей, содержащихся в доверенностях представителей грузополучателя. Экспедитор не несет ответственности за выдачу груза по подложному документу в случае, если из документа явственно без специальных средств и/или познаний не следует, что он поддельный»
или:
«Экспедитор не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Под такими обстоятельствами в том числе понимается выдача груза по подложным документам в результате мошеннических действий третьих лиц».
Что эти пункты в договорах дают экспедитору? А то, что он может даже сам себе выдавать грузы на основании поддельных документов и не нести при этом какой бы то ни было ответственности.
Но! Как бы ни старалась транспортная компания снять с себя имущественную ответственность за утрату груза, закон говорит о презумпции вины экспедитора. Это означает, что он виноват во всем, что произошло с грузом – от момента вручения ему товара до момента выдачи груза клиенту. Экспедитор может быть освобожден от ответственности только при наличии обстоятельств непреодолимой силы, т.е. исключительных и необычных для данной ситуации обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предусмотреть (COVID-19, наводнение, ураган и т.п.).
А вот выдача груза не тому человеку целиком и полностью зависит от действий экспедитора (а не от цунами или землетрясения), поскольку именно он обязан передать груз уполномоченному лицу, предварительно удостоверившись в его личности. Поэтому вышеуказанные пункты, якобы освобождающие экспедитора от имущественной ответственности в случае выдачи груза третьим лицам, ничтожны, так как противоречат закону и их включение в договор с потребителем запрещено в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей.