Бюджетно-налоговая политика государства

Введение

     Ведущую,
определяющую роль в формировании и 
развитии экономической структуры любого
современного общества играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках
избранной властью экономической политики.
Одним из наиболее важных механизмов,
позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование,
является финансовый механизм — финансовая
система общества, главным звеном которой
является государственный бюджет. Именно
посредством финансовой системы государство
образует централизованные и воздействует
на формирование децентрализованных фондов
денежных средств, обеспечивая возможность
выполнения возложенных на государственные
органы функций.

     Государственный
бюджет, являясь главным средством 
мобилизации и расходования ресурсов
государства, дает политической власти
реальную возможность воздействовать
на экономику, финансировать ее структурную 
перестройку, стимулировать развитие
приоритетных секторов экономики, обеспечивать
социальную поддержку наименее защищенным
слоям населения.

     Очевидно,
что успех экономического реформирования
в нашей стране в большой степени 
зависит от того, в каких направлениях
пойдет преобразование финансовой системы
общества, насколько бюджетная политика
государства
будет отвечать требованиям
времени. В связи с этим изучение бюджетной
системы, бюджетного процесса, бюджетной
политики обрело в настоящее время особую
актуальность.

     Любому
государству для выполнения своих функций
необходимы фонды денежных средств. Источником
этих финансовых ресурсов могут быть только
средства, которые правительство собирает
с физических и юридических лиц.

     Эти
обязательные сборы, осуществляемые государством
на основе государственного законодательства,
и есть налоги.

     Именно 
таким образом, налоги выражают обязанность 
всех юридических и физических лиц,
получающих доходы, участвовать в 
формировании государственных финансовых
ресурсов. Поэтому налоги выступают 
важнейшим звеном финансовой политики
государства в современных условиях.

     Среди
экономических рычагов, при помощи
которых государство воздействует
на рыночную экономику, налоги занимают
важное место.      Кроме
того, являясь фактором перераспределения 
национального дохода, налоги призваны:

     Кроме
того, являясь фактором перераспределения 
национального дохода, налоги призваны:

     а)
гасить возникающие “сбои” в системе 
распределения;

     б)
заинтересовывать ( или не заинтересовывать
) людей в развитии той или иной
формы деятельности.

     В
условиях рыночной экономики любое 
государство широко использует налоговую 
политику в качестве определенного регулятора
воздействия на негативные явления рынка.

     Актуальность 
данной темы проявляется в том, что 
налоги, как и вся налоговая 
политика, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
От того, насколько правильно выбрано
направление налоговой политики, зависит
эффективное функционирование всего народного
хозяйства.

     Целью
курсовой работы является исследование
бюджетно-налоговой политики государства.
Для достижения цели поставлены следующие
задачи:

     1. Рассмотреть
типы бюджетно-налоговой политики

     2. Рассмотреть
инструменты налогового регулирования

     3. Выявить
критерии эффективности налоговой политики

     Предметом
исследования является бюджетно-налоговая
политика.

     В
данной работе использовались такие 
методы познания, как массовое наблюдение,
метод группировки, абстрактно-логический.

     Над
проблемой бюджетно-налоговой политики
и её совершенствования работали многие
учёные. Среди них И. Н. Богатая, Евстижеев
В.И, Князев В, Кучеров И.И. и другие.

Бюджетно-налоговая политика в формировании государственного бюджета

Трудно переоценить значимость и важность государственного бюджета для экономического и социального развития государства, да и в целом для функционирования воспроизводственного процесса в стране. Государственному бюджету российскими учеными даются различные определения, но все они сводятся к единому мнению, что государственный бюджет-это основной финансовый план государства, являющийся важнейшим инструментом, координирующим экономическую жизнь страны

С помощью бюджета финансовые ресурсы страны размещаются во всем народном хозяйстве в соответствии с проводимой в государстве на определенный момент, бюджетно — налоговой политикой. Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджете направляются на развитие производительных сил общества, способствуют техническому прогрессу, а также усилению экономического потенциала государства. Средства, передаваемые из государственного бюджета используются в различных сферах экономической деятельности, для всех позитивных явлений.

Таким образом, государственный бюджет является мощнейшим регулятором экономического роста, имеющий возможность широко и масштабно перераспределять денежные ресурсы в экономике, что является особенной чертой, присущей только бюджету.

Бюджет, являясь финансовой базой деятельности государства, позволяет отслеживать поступление доходных источников (налоговые, неналоговые, платежи, займы и т.д.) и контролировать расходование этих средств на различные нужды общества.

Налоговые ставки,
размеры займов, неразрывно связаны с процессом производства и воспроизводства,
и тем самым зависят от валового внутреннего продукта страны. Все это является
основой тесной взаимосвязи между производственным процессом, налоговой и бюджетной
политикой государства.

Отсюда следует, что все
проблемы, связанные с бюджетов зависят от доходов бюджета, а так как основным
источником формирующим доходную базу являются налоги, то состояние кредитных и
налоговых отношений предопределяют основу бюджета, а они в свою очередь напрямую
зависят от производственного процесса.

Из вышесказанного можно
сделать вывод, что проблемы формирования государственного бюджета связаны с
проблемами в системе производства и обращения.

Органы государственной
власти перераспределяя ВВП реализуют функцию государства по социальному
перераспределению, финансируя различные социальные программы и функцию по
поддержанию качественного уровня жизни граждан.

Таким образом, отметим основные функции бюджетной политики государства:

— во-первых, через
фискальную функцию создается финансовый базис бюджетной системы страны, тем
самым обеспечивая формирование и развитие государства в целом;

— во-вторых, через
главный финансовый инструмент, т.е. налог, государство реализует функцию
регулирования экономики и осуществляет свою экономическую политику;

— в третьих, государство, перераспределяя общественные ресурсы между звеньями и отраслями экономики, а также между различными слоями населения выполняет социальную функцию, поскольку идет процесс перераспределения национального дохода, реализуя при этом исполнение социальных обязательств перед населением.

На выбор определенного варианта решения в области налоговой политики влияют: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; протекционистская политика на предприятиях государственного и приватизированного сектора.

Бюджетная политика
является главным структурным подразделением финансовой политики государства.
Под бюджетной политикой понимают целый комплекс мероприятий, обеспечивающих
сбалансированность доходной и расходной частей бюджета, а также целенаправленные
действия органов государственной власти и правительства, направленные на
обеспечение общегосударственных потребностей. Бюджетно-налоговая политика направлена
на укрепление и эффективное развитие экономики, но на сегодняшний день эта цель
трудно достижима, в связи с сложившейся ситуацией в России. Оценить сложившуюся
ситуацию можно только изучив главные финансовые категории, такие как доходы и
расходы бюджета, неразрывно связанные с ними дефицит и профицит, а также
имеющиеся источники финансирования дефицита бюджета.

Политика расширения

Чтобы проиллюстрировать, как правительство может использовать фискальную политику для воздействия на экономику, рассмотрим экономику, которая переживает рецессию. Правительство может выпустить скидки на налоговые стимулы для увеличения совокупного спроса и стимулирования экономического роста.

Логика этого подхода заключается в том, что, когда люди платят более низкие налоги, у них появляется больше денег, которые они могут потратить или инвестировать, что способствует более высокому спросу. Этот спрос побуждает фирмы нанимать больше, снижая безработицу и более яростно конкурировать за рабочую силу. В свою очередь, это способствует повышению заработной платы и дает потребителям больше доходов, которые они могут тратить и инвестировать. Это благоприятный цикл или цикл положительной обратной связи .

Вместо того, чтобы снижать налоги, правительство может стремиться к экономическому росту за счет увеличения расходов (без соответствующего повышения налогов). Например, за счет строительства большего количества автомагистралей это может увеличить занятость, стимулируя спрос и рост.

Экспансионистская фискальная политика обычно характеризуется дефицитными расходами , когда государственные расходы превышают поступления от налогов и других источников. На практике дефицитные расходы, как правило, являются результатом сочетания снижения налогов и увеличения расходов.

Недостатки расширения

Растущий дефицит относится к числу жалоб на экспансионистскую фискальную политику, при этом критики жалуются, что поток государственных красных чернил может сказаться на росте и в конечном итоге создать необходимость в пагубной экономии . Многие экономисты просто оспаривают эффективность экспансионистской фискальной политики, утверждая, что государственные расходы слишком легко вытесняют инвестиции частного сектора.

Политика экспансии также популярна — до опасной степени, говорят некоторые экономисты. Отменить налогово-бюджетные стимулы сложно с политической точки зрения. Независимо от того, имеет ли это желаемый макроэкономический эффект или нет, избирателям нравятся низкие налоги и государственные расходы. Из-за политических стимулов, с которыми сталкиваются лица, определяющие политику, обычно наблюдается постоянный уклон в сторону более или менее постоянных дефицитных расходов, которые можно частично рационализировать как «полезные для экономики».

В конце концов, экономический рост может выйти из-под контроля — рост заработной платы приведет к инфляции и начнут формироваться пузыри активов . Высокая инфляция и риск широкомасштабных дефолтов, когда лопаются долговые пузыри, могут нанести серьезный ущерб экономике, и этот риск, в свою очередь, заставляет правительства (или их центральные банки) менять курс и пытаться «сжать» экономику.

Сдерживающая политика

Перед лицом растущей инфляции и других симптомов экспансии правительство может проводить сдерживающую фискальную политику , возможно, даже до такой степени, чтобы вызвать кратковременную рецессию, чтобы восстановить баланс экономического цикла. Правительство делает это за счет увеличения налогов, сокращения государственных расходов и сокращения заработной платы или рабочих мест в государственном секторе.

Там, где экспансионистская фискальная политика предполагает дефицит, сдерживающая фискальная политика характеризуется профицитом бюджета. Однако эта политика используется редко, так как она крайне непопулярна в политическом отношении. Таким образом, лица, определяющие государственную политику, сталкиваются с серьезной асимметрией в своих стимулах к проведению экспансионистской или сдерживающей фискальной политики. Вместо этого предпочтительным инструментом сдерживания неустойчивого роста обычно является сдерживающая денежно-кредитная политика или повышение процентных ставок и ограничение предложения денег и кредита с целью сдерживания инфляции.

Понимание фискальной политики

Фискальная политика в значительной степени основана на идеях британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который утверждал, что экономический спад вызван дефицитом потребительских расходов и компонентов бизнес-инвестиций в совокупном спросе. Кейнс считал, что правительства могут стабилизировать деловой цикл и регулировать объем производства путем корректировки политики расходов и налогообложения, чтобы восполнить дефицит частного сектора. Его теории были разработаны в ответ на Великую депрессию, которая опровергала предположения классической экономической теории о том, что экономические колебания самокорректируются. Идеи Кейнса были очень влиятельными и привели к Новому курсу в США, который включал огромные расходы на проекты общественных работ и программы социального обеспечения.

В кейнсианской экономике совокупный спрос или расходы — это то, что движет производительностью и ростом экономики. Совокупный спрос состоит из потребительских расходов, инвестиций в бизнес, чистых государственных расходов и чистого экспорта.По мнению кейнсианских экономистов, компоненты совокупного спроса частного сектора слишком изменчивы и слишком зависят от психологических и эмоциональных факторов, чтобы поддерживать устойчивый рост экономики.1

Пессимизм, страх и неуверенность среди потребителей и предприятий могут привести к экономическим спадам и депрессиям, а чрезмерное изобилие в хорошие времена может привести к перегреву экономики и инфляции. Однако, согласно кейнсианцам, государственным налогообложением и расходами можно рационально управлять и использовать их для противодействия чрезмерным и недостаткам потребления и инвестиционных расходов частного сектора в целях стабилизации экономики.

Когда расходы частного сектора снижаются, правительство может тратить больше и / или меньше платить налоги, чтобы напрямую увеличить совокупный спрос. Когда частный сектор излишне оптимистичен и тратит слишком много, слишком быстро на потребление и новые инвестиционные проекты, правительство может тратить меньше и / или больше платить налоги, чтобы снизить совокупный спрос.

Это означает, что для стабилизации экономики правительству следует иметь большой бюджетный дефицит во время экономических спадов и поддерживать профицит бюджета, когда экономика растет. Они известны как экспансионистская или сдерживающая фискальная политика соответственно.

Изменчивое поведение частного сектора

По мнению кейнсианских экономистов, компоненты совокупного спроса в частном секторе слишком изменчивы и слишком зависят от психологических и эмоциональных факторов, чтобы поддерживать устойчивый рост экономики.

Пессимизм, страх и неуверенность среди потребителей и предприятий могут привести к экономическим спадам и депрессиям. Более того, чрезмерное увлечение государственным сектором в хорошие времена может привести к перегреву экономики и инфляции.

Однако кейнсианцы считают, что государственное налогообложение и расходы могут управляться рационально и использоваться для противодействия избыткам и недостаткам потребления и инвестиционных расходов частного сектора с целью стабилизации экономики.

Корректирующие фискальные действия правительства

Когда расходы частного сектора снижаются, правительство может тратить больше и/или взимать меньше налогов, чтобы напрямую увеличить совокупный спрос. Когда частный сектор проявляет чрезмерный оптимизм и тратит слишком много и слишком быстро на потребление и новые инвестиционные проекты, правительство может тратить меньше и/или взимать больше налогов, чтобы снизить совокупный спрос.

Это означает, что для стабилизации экономики правительство должно иметь большой дефицит бюджета во время экономического спада и профицит бюджета, когда экономика растет. Такие меры известны как экспансионистская или сократительная фискальная политика, соответственно.

Функции налоговой политики

Фискальная политика существует в каждом государстве, просто необходимо отметить, что у каждого государства есть своя, т.е. оно основывается на своих принципах, функциях, задачах, преследует свои собственные цели и т.д.

Фискальная политика — это деятельность по формированию бюджета через налоги.

Но важность этой политики нельзя отнять ни в одной стране, потому что она занимается управлением и формированием налоговой системы — одной из важнейших политик государства, без которой невозможно существование казначейства страны, то есть бюджета. Правильное и грамотное формирование налоговой политики является частью, и одним из важнейших, в области реализации общей стратегии развития государства

Правильное и грамотное формирование налоговой политики является частью, и одним из важнейших, в области реализации общей стратегии развития государства.

Необходимо также уточнить взаимосвязь между налогами и бюджетом. В этом случае государственный бюджет пополняется за счет налоговых поступлений, поэтому эффективность обоих инструментов политики напрямую зависит от налоговой политики.

Бюджетная политика выполняет ряд важных функций, обеспечивающих эффективное функционирование всей экономической системы страны:

  1. Функция оказания финансовой поддержки деятельности государства;
  2. Функция, которая действует на финансово-экономическую систему государства для ее стабилизации и повышения устойчивости;
  3. Функция, обеспечивающая целостность государственной системы;
  4. Функция, позволяющая создавать стимулы для дальнейшего эффективного развития общей экономической политики внутри государства и т.д.

Реализация вышеуказанных функций осуществляется посредством следующих действий государства:

  • Формирование и реализация программы безопасности в государстве и на мировой арене. Эта деятельность очень важна, особенно в условиях нестабильного внешнего и внутреннего климата. Все страны мира борются с терроризмом, внутри страны много конфликтов, поэтому безопасность является одним из важнейших вопросов в реализации государственной политики;
  • предоставление социальных гарантий гражданам страны. В нашей стране и во всем мире не все граждане по разным причинам могут обеспечить себя и свои семьи, поэтому государство обязано нести ответственность и обеспечить хотя бы минимальные условия существования для этих категорий людей. Создание резерва напрямую зависит от налоговых поступлений в бюджет и распределения средств по данному вопросу;
  • Обеспечение и поддержание условий для существования населения страны в приемлемых экологических условиях, т.е. сохранение экологии и окружающей среды. Население и общество должны осуществлять свою деятельность в природе и во взаимодействии с ней.

В дополнение к этим основным функциям государство несет ответственность и обязанность по обеспечению экономической стабильности и развития страны, без которых выполнение этих функций невозможно. Если представить, что функции не реализуются или не выполняются непрерывно, последствия могут быть очень плохими и непредсказуемыми.

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Экономическая теория
  2. Экономика
Ещё лекции:

Экономические эффекты — типы, концепция, характеристики, формы и виды
Виды рыночной экономики — концепция, формирование и понятия
Сравнительная и финансовая оценка бизнеса — общие понятия, сущность и виды
Бюджетирование в строительстве — концепция, особенности и важность
Совершенная ценовая дискриминация — определение, виды и понятия
Бюджетный дефицит и государственный долг — концепция, виды и понятия
Понятие и сущность денег, их экономическое значение — суть и ценность
Денежно-кредитная политика государства — цели, общая информация, методы и механизм реализации

Фискальная политика государства по управлению бюджетно-налоговой системой

Государственное регулирование экономики в России осуществляется с помощью инструментов прямого, косвенного и технического регулирования, а фискальная политика выступает средством комплексного регулирования. К сфере фискальной политики относится определение источников и направлений использования финансовых ресурсов государства, а также методы финансирования.

  1. Налоги
  2. Государственные расходы

Отдельно следует остановиться на целях фискальной политики. Ключевые цели представлены на схеме, они определяют сложную систему функций фискальной политики Российской Федерации.

Цели фискальной политики в РФ

Типы фискальной политики:

  1. Дискреционная – манипулирование налогами и расходами для контроля инфляции и экономического роста.
  2. Автоматическая / Недискреционная – корректирование налоговых поступлений с помощью стабилизаторов и регуляторов государственных расходов и налоговых ставок.

Типы фискальной политики

Фискальная политика опирается на диагностику процессов социально-экономического развития, макроэкономические показатели и изменения динамики экономического роста, занятости, инфляции. Различные теории государственного регулирования экономики оперируют инструментами фискальной политики с целью сгладить экономические колебания.

Дискреционная фискальная политика не всегда оказывается эффективной по ряду причин:

  • невозможно полностью предсказать экономические колебания;
  • нельзя абсолютно достоверно предугадать направления развития отдельных социально-экономических процессов;
  • запаздывание действия рычагов государственного управления бюджетно-налоговой системы и их воздействия на экономику;
  • наличие временного лага между принятием мер в рамках бюджетно-налоговой системы государства и появлением эффекта от этих мер в экономике.

Появление и функционирование недискреционной фискальной политики обусловлено ограниченными возможностями дискреционной фискальной политики в сфере адаптации к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями. Именно это делает необходимым дополнить дискреционную фискальную политику инструментами, способными непрерывно корректировать налоговые поступления. Вместе с тем, использование одной только недискреционной фискальной политики невозможно по следующей причине:

Без использования дискреционной политики это недостижимо.

Направления реализации фискальной политики

  • стабилизация экономического роста и развития,
  • антициклическое регулирование экономики,
  • стимулирование экономического роста,
  • достижение внешнеторговой сбалансированности.

В периоды экономического спада правительство используют стимулирующие меры фискальной политики, с целью интенсификации предпринимательской активности. В первую очередь, это увеличение государственных расходов и снижение налогов.

В период перегрева экономики, с целью снижения инфляции проводится сдерживающая фискальная политика, которая также используется и для того, чтобы сбалансировать плюсы и минусы безработицы для экономики.

Фискальная политика Российской Федерации реализуется посредством использования ряда инструментов, при помощи которых государство оказывает влияние на социально-экономическое развитие.

К числу инструментов фискальной политики относят:

  • государственные расходы – закупки товаров и услуг;
  • налоги – основной элемент фискальной политики, источник доходов государства;
  • государственные трансферты – выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Неправильное использование инструментов фискальной политики может привести к серьезным экономическим проблемам: снижению роста ВВП, росту инфляции и, как следствие, к снижению уровня жизни населения.

Основные направления развития бюджетно-налоговой системы в рамках фискальной политики:

  • Интенсификация модернизации и создания новых производств;
  • Интенсификация предпринимательской активности;
  • Стимулирование инновационной деятельности;
  • Повышение производительности труда;
  • Повышение темпов экономического роста за счет регионального потенциала;
  • Ликвидация проблем бюджетной сбалансированности на уровне регионов.

Данные направления соответствуют, во-первых, критериям повышения доходной базы бюджетно-налоговой системы за счет развития экономики на уровне регионов и, соответственно, наращивания налогового потенциала, во-вторых, обеспечению сбалансированности бюджета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия Галилео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: