Пример расчета таможенных пошлин и утилизационных сборов: было и стало
Возьмем четырехлетнюю Toyota Camry с мотором объемом 2,5 литра и таможенной стоимостью $30 тысяч. При ввозе частным лицом сейчас за нее нужно заплатить 769 тысяч рублей, из которых 754 тысячи — это таможенная пошлина (3 евро за кубический сантиметр объема двигателя). По новым правилам ставка для нее сохранится, если человек ввозит одну машину для частного пользования. При продаже такой машины менее чем через год покупатель должен будет доплатить разницу утильсбора 1,275 миллиона рублей.
Toyota Camry (слева) было выгоднее возить на частное лицо. Теперь ставки выросли и для юрлиц, и особенно сильно — для частных перекупщиков
При ввозе такой машины юрлицом помимо увеличенного утильсбора есть ряд других платежей, в частности, акциз и НДС, поэтому стоимость таможенной очисти и сейчас составляет 1,8 миллиона рублей. А после 1 августа при ввозе такой машины юрлица будут платить на 799 тысяч рублей больше, то есть на таможне придется отдать порядка 2,6 миллиона рублей.
Из этого примера видно, почему для параллельного импорта часто использовали ввоз машин, оформленных на частных лиц: в случае с той же «Камри» это экономило более 1 миллиона рублей (769 тысяч против 1,8 миллиона рублей). Сейчас разница получится не столь существенной, 2,033 миллиона рублей для частника-перекупа и 2,6 миллиона рублей для юрлица.
Нужно ли платить утильсбор на автомобили?
Утилизационный сбор за автомобили, выпущенные до 1 сентября 2012 года, не взимается. Отсутствие штампа у таких ТС не является основанием для оплаты УС.
Подведем предварительные итоги. Оплачивать утилизационный сбор нужно за все машины, ввозимые на территорию РФ или производимые на заводах России, если их год выпуска не раньше 2012 года, или они не входят в перечень исключений (см. ниже).
Основанием для взимания платы за утилизацию является Федеральный закон №89-ФЗ («Об отходах производства и потребления»). Появился он еще в 1998 году, однако интересующие нас нормы были включены в него позднее.
Кто платит утилизационный сбор?
Владелец оплачивает УС. Часть 1 ст.24.1 указанного закона прямо устанавливает необходимость оплаты утилизационного сбора за все ввозимые или произведенные на территории РФ авто. Исключения обозначены отдельно в п.6 той же статьи. Одновременно п.3 указывает, кто должен платить утильсбор:
- Ввозящие авто на таможенную территорию России.
- Производящие ТС на заводах, расположенных в РФ.
- Покупатели ТС, если предыдущий владелец был освобожден от оплаты сбора, в т.ч. и по причинам, связанным с действием Особой экономической зоны в Калининграде и области.
Между производителями и государством существуют особого рода отношения, компенсирующие часть взимаемого УС. С 2020 года размеры этих компенсаций изменились, и теперь напрямую зависят от уровня локализации производства. Вместе с тем, сбор включен в конечную стоимость машины, поэтому этот аспект финансовых взаимоотношений мы не будем рассматривать подробно.
Освобождение от уплаты
Лица и условия, освобожденные от уплаты УС, прописаны в п.6 ст.24.1 №89-ФЗ. К ним относятся:
- Вынужденные переселенцы, беженцы, а также лица, воспользовавшиеся государственной программой добровольного переселения соотечественников, если ТС ввозится в личных целях.
- Сотрудники дипломатических, консульских представительств и члены их семей.
- Ретро-автомобили старше 30 лет, но исключительно при неиспользовании их в коммерческих целях и сохранении (восстановлении) у них оригинальных двигателя, рамы (при наличии) и кузова.
- Автомобили моложе 3 лет, ввезенные на территорию ОЭС Калининградской области на специальных условиях.
Еще раз подчеркнем, освобождение от утилизационного сбора в одном из указанных случаев не освобождает от необходимости платить УС следующего владельца, если он не подпадает под одно из данных исключений.
Освобождения от уплаты утилизационного сбора не применяются автоматически. Льготные категории лиц должны заявить о наличии оснований для освобождения от УС.
Как оплатить утилизационный сбор в 2023 году
Независимо от того, кто должен уплачивать сбор, порядок действий будет таким:
- Рассчитать утильсбор и заполнить специальную форму.
- Оплатить сбор.
- Подготовить документы, подтверждающие данные, которые использовались в расчетах.
- Предоставить эти документы и квитанцию об оплате в таможенные органы.
- Получить таможенный приходной ордер (ТПО).
Самое главное: утильсбор уплачивается в бюджет по определенным кодам бюджетной классификации, а всю остальную работу нужно будет проделать через Федеральную таможенную службу (ФТС).
Исключение – российские автопроизводители, а также те, кто купил авто в России у собственника, не платившего сбор, оформляют его через Федеральную налоговую службу. Этот вариант актуален, например, для тех, кто пользуется услугами перекупщиков, покупающих авто за границей на свое имя, а не на окончательного покупателя.
Сроки оплаты
В случае колесной техники на то, чтобы перечислить деньги и подать документы в таможенный орган, по закону дается 15 дней. Этот срок действует как для производителей автомобилей, так и для импортеров. Он начинает отсчитываться:
- для производителей – когда машина полностью готова к эксплуатации;
- для импортеров – как только техника пересечет границу.
В случае с самоходной техникой сроки еще жестче. В этом случае производителям нужно подать документы в таможенный орган еще до выпуска машины, а именно на этапе ее декларирования. А при ввозе техники из других стран дается 5 дней на подачу документов.
Если не оплатить утилизационный сбор, то не получится поставить автомобиль на учет.
Уплата сбора
Утилизационный сбор оплачивается по системе авансовых платежей (поэтому верный КБК указан в категории «авансовый платеж»). В качестве основного документа, который удостоверяет плательщика, выступает ИНН. То есть, ФТС будет отслеживать наличие платежа не только по квитанции, но и по ИНН в системе.
Также нужно знать реквизиты:
- Получатель – межрегиональное операционное УФК (ФТС России)
- ИНН получателя – 7730176610
- КПП получателя – 773001001
- Наименование банка, в который поступят средства – Операционный департамент Банка РФ, Межрегиональное операционное УФК Москвы
- БИК банка, куда поступают средства – 024501901
- Номер счета в этом банке – 40102810045370000002
- Номер казначейского счета – 03100643000000019502
- ОКТМО – 45328000
- КБК – 15311009000011000110
Вносить деньги можно разными способами – через кассу банка, мобильное приложение, банкомат, платежный терминал или оператора таможенных платежей. На форумах советуют платить в кассе банка, потому что в ФТС нужно подавать бумажную квитанцию об оплате.
Подача документов
Для того чтобы оформить оплату утилизационного сбора, нужно обращаться в таможенный орган. Тут есть два варианта:
- в тот таможенный пост, в котором проходило декларирование транспортного средства;
- таможенный пост по месту жительства того, кто будет платить.
С собой необходимо иметь следующие документы:
- Расчет утильсбора. Он должен быть оформлен на специальном бланке, а пример заполнения можно посмотреть здесь. Заполняется он вручную (в Excel) тем, кто будет подавать документы, сдается в распечатанном виде.
- Копии документов на само транспортное средство – одобрение типа (ОТТС), сертификаты соответствия, свидетельство о конструктивной безопасности (СКБТС) и все другие документы, которые прилагаются к машине.
- Копии квитанции об уплате сбора.
Если документы подаются в бумажном виде, то понадобится еще копия паспорта, ИНН, документ на право собственности транспортным средством. Если подачей документов будет заниматься не сам владелец, а его представитель, то понадобится еще и копия документа, подтверждающего его полномочия.
Те, кто платит через ФНС (купившие у перекупщиков авто), пишут, что оформляется всё быстро, но платеж может потеряться.
Комментарий с сайта drom.ru
Простановка отметки в ПТС
После того как все документы пройдут проверку, а оплата будет произведена, в ПТС транспортного средства проставят отметку об этом. Она будет находиться в разделе «Особые отметки». Надпись выглядит как «Утилизационный сбор оплачен. ТПО №…»:
Если на транспортное средство не нужно платить утилизационный сбор, в ПТС также появится отметка. Но в ней будет указано, что сбор не производился и по какой причине.
Сложные вопросы
Вопрос №1. Можно ли поставить на учёт ТС, если утилизационный сбор рассчитан неверно?
Ответ: В тех случаях когда в бюджет перечислена лишняя сумма, автомобиль или спецтехника подлежат регистрации в ГИБДД. Если же платёж занижен, зарегистрировать авто можно будет только после выплаты недостающей суммы.
Вопрос №2. Наша организация допустила переплату утилизационного сбора. Можно ли зачесть её в счёт будущих платежей?
Ответ: В случаях излишней либо ошибочной уплаты рассматриваемого сбора сумму переплаты можно вернуть на основании заявления соответствующей формы либо зачесть в счёт планируемых платежей по утилизационному сбору. Примите к сведению, что в счёт иных платежей его зачесть нельзя.
Вопрос №3. Наша компания уплатила утилизационный сбор за спецтехнику не полностью. Какими проблемами это может нам грозить?
Ответ: Если проверяющими органами в течение 3 лет будет установлен факт неуплаты или частичной уплаты сбора, соответствующая информация будет направлена плательщику. В уведомлении ему будет предложено добровольно выплатить недостающую сумму в течение 20 дней. Если плательщик сбора это требование проигнорирует, деньги могут быть взысканы с него в судебном порядке.
Вопрос №4. Какими проводками отразить уплату утилизационного сбора?
Ответ: УС относится к неналоговым платежам, перечисляемым в федеральный бюджет. По нашему мнению, учитывать расчёты по нему можно на счёте 68, открыв соответствующий субсчёт 68-УС. В этом случае уплата утилизационного сбора в бухучёте организации может быть отражена проводкой Дт сч.68-УС Кт сч.51 на сумму сбора.
Вопрос №5. К какому виду затрат организация должна отнести утилизационный сбор?
Ответ: По своей сути расходы на уплату УС относятся к общехозяйственным. Поскольку они были понесены с целью приобретения активов, логично включить сумму УС в фактическую себестоимость приобретённых ТС.
Если транспортные средства покупались для собственных нужд, расходы по УС относят на формирование первоначальной стоимости основных средств. В бухучёте делается проводка Дт сч.08 Кт сч.68-УС. Если автомобили или спецтехника покупалась с целью перепродажи, в бухучёте расходы по УС можно отразить проводкой Дт сч.41 Кт сч.68-УС.
Зачем он был введен в России
Впервые об утилизации старой техники в России задумались еще в 2009 году – тогда владельцам старых машин стали выдавать сертификаты в 50 тысяч рублей на покупку новых. Чтобы получить его, нужно было сдать свое авто на переработку (по сути, просто снять с учета). Программа утилизации действовала около 3 лет и помогла избавиться от огромного количества автохлама, который до этого ржавел в гаражах и на улицах.
В 2012 году Россия вступила во Всемирную торговую организацию, членство в которой требовало от правительства снять значительную часть торговых барьеров. Из-за этого был риск, что в Россию массово хлынут поддержанные и откровенно старые иномарки. А утильсбор должен был защитить рынок от некачественных автомобилей. Поэтому Владимир Путин (тогда он был премьер-министром) во время посещения завода в Тольятти поручил проработать механизм внедрения утилизационного сбора.
Тогда же были и установлены базовые ставки на любые машины, ввозимые из-за границы. Они актуальны до сих пор:
- легковой автомобиль – 20 тысяч рублей;
- грузовой автомобиль – 150 тысяч рублей.
Но это не окончательные цифры. Ставки еще умножались на специальный коэффициент, который учитывает возраст авто, объем двигателя и другие важные параметры, имеющие какое-либо отношение к экологии. Например, в том же 2012 году за новый легковой автомобиль нужно было заплатить чуть больше 50 тысяч рублей. А за иномарку возрастом старше 3 лет – в 7 раз больше (около 350 тысяч).
В последующие годы закон дополнялся новыми транспортными средствами, а также происходила индексация выплат:
- В 2015 году в список транспортных средств добавили прицепы. Ставку на них сделали такую же, как и на грузовики.
- В 2016 году размер сбора был увеличен на 65%.
- В 2018 году была индексация еще на 14%.
И если изначально утилизационный сбор накладывался только на импортеров зарубежных моделей, то теперь его платят и российские производители, если машина сошла с конвейера в нашей стране.
Сейчас считается, что с помощью сбора государство также стимулирует развитие внутрироссийского производства. Дело в том, что производитель, заключивший с правительством специальный инвестиционный контракт (СПИК), получает компенсацию уплаченного утильсбора. Но для этого он должен набрать определенное количество баллов локализации производства. Соответственно, российским производителям сбор возвращают в виде субсидий, а иностранным – нет. И из-за этого им сложнее конкурировать с российскими компаниями.
Впрочем, в реалиях 2022 и 2023 годов всё немного поменялось – многие производители свернули проекты в России, а импорт остался только из Китая и некоторых дружественных стран.
Сбор по утилизации – важные моменты при покупке
Отметка относительно уплаты сбора по утилизации фиксируется в разделе с «особыми отметками» паспорта средств передвижения.
Отсутствие подобной отметки возможно только в двух основных случаях:
- ОПТС на автомобиль российского производства был выдан ранее 01.09.2012 года или на зарубежную машину, ввезенную на территорию России до обозначенной даты. В этих случаях не стоит беспокоиться, так как обязанность по оплате сбора на подобные автомобили не распространяется.
- Покупка транспортного средства зарубежного производства за границей с последующим его самостоятельным ввозом его в Россию. В этом случае обязательства по уплате сбора возлагаются на покупателя, как на лицо, которое осуществляет ввоз авто в РФ.
Это и есть ответ на вопрос, что значит отметка в ПТС утилизационный сбор.
Если ПТС на российский автомобиль был выдан на руки водителю в период с 01.09.2012 по 31 декабря 2013 года включительно, в документе вместо отметки, подтверждающей оплату сбора по утилизации, может присутствовать информация относительно принятия обязательств по утилизационному сбору.
В этом случае потребуется убедиться в том факторе, что на момент выдачи документа на руки производитель не был исключен из официального реестра компаний, которые взяли на себя обязательства по проведению утилизации продукции.
Данную информацию есть возможность получить на официальном сайте Минпромторга РФ
Здесь особое внимание нужно обратить на раздел «дата исключения из реестра»
Если в ПТС отсутствует отметка относительно уплаты утилизационного сбора без законных оснований, может свидетельствовать только о том, что предыдущий собственник по какой-то причине избежал данной процедуры.
В этом случае обязанность по оплате автоматически возлагается на покупателя. При обнаружении отсутствия оплаты сбора лучше отказаться от сделки или постараться снизить стоимость продаваемого автомобиля.
Информация Федеральной таможенной службы от 27 октября 2023 г. “Об особенностях уплаты утилизационного сбора с 29 октября 2023 г.”
1 ноября 2023
ФТС России информирует, что 29 октября 2023 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2023 N 1722 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2023 г. N 1291», которым внесены изменения в части порядка уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.
Устанавливаются следующие особенности администрирования утилизационного сбора.
1. Изменяется порядок взимания утилизационного сбора в отношении транспортных средств, приобретенных на территории Российской Федерации. В случае если транспортное средство ранее было ввезено в Российскую Федерацию, вне зависимости от обстоятельств его приобретения, в том числе на аукционах, либо у лиц, ранее не уплативших утилизационный сбор, взимание утилизационного сбора осуществляется исключительно таможенными органами.
2. Конкретизированы условия, которые должны соблюдаться в отношении транспортных средств, ввозимых физическим лицом для личного пользования.
Для применения пониженных коэффициентов суммы утилизационного сбора требуется одновременное соблюдение следующих условий:
— указание в расчете утилизационного сбора, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования;
— регистрация транспортного средства в органах ГИБДД МВД России на непосредственного плательщика утилизационного сбора в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера;
— ввоз транспортного средства, в том числе в иные государства-члены Евразийского экономического союза, осуществлялся физическим лицом в целях личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита).
3. Пониженные коэффициенты расчета утилизационного сбора не применяются:
— в отношении второго и последующих транспортных средств, ввезенных до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера для уплаты утилизационного сбора на первое транспортное средство, ввезенное плательщиком для личного пользования;
— в случае перепродажи/покупки транспортного средства, на которое утилизационный сбор был уплачен с использованием коэффициентов, применяемых в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера.
4. Изменяются сроки представления расчета утилизационного сбора и подтверждающих документов в таможенный орган:
— до выпуска товаров (при таможенном декларировании);
— не позднее 5-го рабочего дня со дня фактического пересечения колесным транспортным средством государственной границы Российской Федерации (при ввозе из государств-членов ЕАЭС);
— не позднее дня постановки на государственный учет (в случае перепродажи/приобретения транспортного средства до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера на уплату утилизационного сбора по коэффициентам для личного пользования).
5. При осуществлении таможенного декларирования расчет утилизационного сбора и документы к нему представляются одновременно с подачей таможенной декларации.
6. Таможенный орган наделяется правом направить требование о представлении транспортного средства в зону таможенного контроля для целей осмотра и (или) идентификационной сверки при ввозе транспортного средства с территории государства-члена ЕАЭС.
7. Исключается необходимость представления документов, подтверждающих факт таможенного оформления транспортного средства в государстве-члене ЕАЭС или факт производства транспортного средства в государстве-члене ЕАЭС, в случае наличия таких сведений на официальном сайте ФТС России.
Что делать, если сбор выплачен в большем размере?
В этом случае оставляется заявление о возврате средств. Направляется оно в тот орган, где был уплачен УС. Кроме документа, нужно предоставить следующие бумаги:
- Платежные документы, свидетельствующие о выплате УС.
- Подтверждение того, что сбор был выплачен в избыточном размере (к примеру, разница между проведенным расчетом и суммой, указанной в платежном поручении).
- Заявление рассматривается в течение месяца. После этого принимается решение. Если уполномоченный орган отказывает в возврате, отказ должен быть аргументирован.
ВНИМАНИЕ! Обратиться с требованием вернуть средства по излишне уплаченному УС можно в течение трех лет с момента совершения платежа. Однако делать это лучшее быстрее, так как средства не индексируются
То есть через три года они будут выданы в том же объеме, в каком были уплачены. Очень вероятно, что большую сумму денег «съест» инфляция.
Большинство ЮЛ и ФЛ не сталкиваются с необходимостью уплаты УС. Однако если она возникла, нужно разобраться в порядке перечисления средств. Существует много нюансов. При одних обстоятельствах средства перечисляются в один уполномоченный орган, в других – в другой. После совершения выплат нужно обязательно сохранить платежный документ. Он подтвердит факт и размер платежа, если это потребуется.
Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?
- Выяснить коды бюджетной классификации.
- Оформить расчет УС по установленной форме.
- Записаться на прием в местный ФНС.
Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:
- Формой расчета УС (заполненной).
- ПТС на авто, на которое платится сбор.
- Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.
К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.
Отметка в ПТС об уплате утилизационного сбора
После выплаты сбора в ПТС проставляется соответствующая отметка
На нее нужно обратить внимание как после совершения платежа, так и при покупке авто. Ставится отметка в разделе ПТС «особые отметки»
Отличается красным цветом
Почему ее наличие так важно? Отметка свидетельствует о том, что УС выплачен и платить его повторно не нужно. Отсутствовать она может только при наличии следующих обстоятельств:
- ПТС на отечественную машину выдан до 1 сентября 2012 года.
- Импортное авто ввезено в РФ до 1 сентября 2012 года.
В обоих случаях никакого сбора уплачивать не нужно. По этой причине отсутствие отметки не должно настораживать.
Ответственность за неуплату сбора
Сама по себе неуплата утилизационного сбора не влечет за собой никаких санкций. К нарушителям не применяются даже штрафы. Однако это вовсе не значит, что игнорирование закона пройдет безнаказанно. Автомобиль, в ПТС которого не стоит красной отметки, не может пройти регистрационный учет. В свою очередь, за ТС, не поставленные на регистрационный учет (статья 12.1 КоАП РФ), налагается штраф:
- 500-800 рублей – первое нарушение.
- До 5 000 рублей или лишение водительских прав длительностью до 3 месяцев – повторные нарушения.
По этой причине сбор выгоднее уплатить.
Что такое программа утилизации автомобилей?
Программа утилизации автомобилей – это комплексное мероприятие, целью которого является устранение устаревших, поврежденных и непригодных к эксплуатации автомобилей в безопасной и экологически эффективной манере.
В рамках данной программы, совместно с производителями и организациями, осуществляющими утилизацию, разработаны особые механизмы, с целью обеспечения безопасности и соблюдения экологических норм при утилизации авто. Они обеспечивают исправное выполнение всех этапов: от утилизации кузова и двигателя до малых деталей и отходов.
Прежде всего, с каждого утилизированного автомобиля снимаются все жидкости и материалы, оказывающие вредное влияние на окружающую среду. Затем транспорт подвергается разборке на отдельные компоненты и детали, которые затем сортируются в соответствии с их характеристиками и материалами, из которых они изготовлены.
Некоторые компоненты и детали в дальнейшем могут быть вторично использованы или отправлены на переработку для получения новых материалов.
Следующий этап программы – учет и утилизация образовавшихся отходов. Этот этап охватывает исключительно контролируемые процедуры, обеспечивающие минимальное воздействие на окружающую среду и предотвращающие загрязнение почвы, воды и воздуха.
К тому же осуществляется надлежащая ликвидация батарей, шин и других составляющих автотранспорта, которые невозможно вторично использовать или переработать.