Как поставить организацию на воинский учёт
Приводим примерный алгоритм, как начать вести ВУ с нуля.
Узнать требования военкомата
Единых стандартов ведения ВУ нет, поэтому сначала обязательно обратитесь в военкомат по месту нахождения компании. Вам подскажут, какие формы нужно заполнить, как назначить ответственных за воинский учёт. Не пропускайте этот шаг, потому что в разных регионах свои бланки и требования.
Обязательно уточните в военкомате, надо ли будет вам бронировать работников, и как это делать. Это специальный воинский учёт, и большинство инструкций для него идёт с пометкой «для служебного пользования».
Назначить специалистов по военно-учётной работе
После общения с сотрудниками военкомата подготовьте приказ о назначении работников, ответственных за воинский учёт. Если их будет больше двух, то создайте военно-учётный стол (ВУС).
Число специалистов по ВУ определите по :
- 1 совместитель — при наличии на ВУ менее 500 сотрудников;
- 1 освобождённый работник — 500-2000 граждан;
- 2 освобождённых работника — от 2000 до 4000 граждан;
- 1 освобождённый работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на ВУ.
Освобождённый работник — это специалист, занятый только военно-учётной работой и не выполняющий других трудовых функций.
По положению № 719 вести ВУ в небольших компаниях может «совместитель». Часто это трактуют так, что нужен отдельный трудовой договор на внутреннее или внешнее совместительство, а в штатном расписании надо выделить отдельную единицу и принять на неё человека.
Но в компаниях, где работает несколько человек, это нерационально. Можно оформить совмещение должностей или дополнительные трудовые обязанности по . Тем более, что положение № 719 не регулирует трудовые отношения.
В этом случае получите от работника письменное согласие на ведение ВУ, оформите с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. Не забудьте, что за дополнительную работу сотруднику надо установить доплату. Её размер определите в соглашении.
Примерная форма приказа о назначении ответственных за ВУ приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям Генштаба.
Организовать военно-учётную работу
Выделите отдельное помещение с защищёнными местами для хранения карточек работников и других документов по ВУ. Это нужно, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к ним. В документах воинского учёта есть персональные данные и информация для служебного пользования.
Составьте списки работников:
- подлежащих воинскому учёту;
- не состоящих на ВУ.
Заполните карточки по форме № 10 и организуйте картотеку по правилам в инструкции № 700. Заведите Журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
Встать на учёт в военкомате
Для этого нужно заполнить и передать в комиссариат:
- заявление;
- карточку организации по форме № 18.
Их образцы получите в военкомате. Также комиссариат может попросить копии учредительных документов.
Форма 18 для военкомата: как сформировать отчет в «1С:ЗУП»
Еще одним важным документом учета сотрудников, а сейчас и часто запрашиваемой, является форма 18 «Карточка
учета организации». Данные в нее заполняются из тех же ресурсов, что мы рассмотрели выше.
Карточку учета по форме 18 должны сдавать все юридические лица, в которых есть сотрудники, подлежащие
воинскому учету. Покажем, как сформировать отчет для военкомата в программе «1С:Зарплата и управление
персоналом».
При постановке на учет в военном комиссариате организации присваивают регистрационный номер (рис.16). Его
проставляют в правом верхнем углу карточки по форме 18. Если вы увидите в номере индекс Б, то это означает,
что в организации надо вести еще и специальный воинский учет. Всю информацию о нем можно получить только в
военкомате.
Рис.16. Карточка учета организации
В программе «1С:ЗУП» присутствуют все формы, необходимые для корректного ведения военного учета (рис.17), а
также для предоставления соответствующих отчетов в военные комиссариаты. В программе по данным кадровых
движений организации формируются: «Листки сообщений об изменениях», «Сведения о приеме, переводе и
увольнении для военкомата», «Сверка карточек воинского учета».
Рис.17. Воинский учет в «1С:ЗУП»
Когда распечатанные из документов листки сведений об изменении личных данных передаются в военкомат,
документу присваивается статус «Листок не выдан». После того как корешок листка об изменениях возвращается с
печатью военкомата, документ необходимо перевести в статус «Листок выдан», указать дату получения листка
военкоматом и установить галочку о получении корешка из военкомата (рис.18).
Рис.18. Листок сообщения об изменениях в личных данных
При получении ответственным за ВУР оповещений, предписаний и другой информации из военкоматов он должен
максимально оперативно передавать эту информацию сотрудникам для обеспечения своевременного
исполнения предписаний.
Для оповещения сотрудников используется «Карточка оповещения», расположенная в разделе: «Кадры – Кадровая
отчетность – Отчетность для военкоматов» (рис.19).
Рис.19. Карточка оповещения
Специалисты «1С-Архитектора бизнеса» при необходимости помогут в формировании отчета для военкомата и
ведении воинского учета. При возникновении любых вопросов обращайтесь в нашу компанию с помощью формы
обратной связи.
Как вести воинский учет в компании
Процедура ведения воинского учета включает 4 ключевых этапа: сбор сведений, отчетность в военкомат, обеспечение явки сотрудников по повестке и ежегодную сверку.
Так, при оформлении каждого человека работодатель обязан проверять его отношение к воинской обязанности. На стр. 13 паспорта ставят штамп, также обычно на руках военный билет. Если кандидат не предоставил подтверждающие документы, компания вправе запросить сведения в комиссариате.
Подробнее:
-
При отсутствии документов, подтверждающих постановку на воинский учет, организация обязана подать соответствующие сведения в военкомат.
-
Отказывать в трудоустройстве на основании такого факта нельзя, это прямо следует из ТК и комментариев Роструда.
-
На каждого сотрудника, подлежащего воинскому учету, необходимо заводить отдельную карточку по форме №10.
При снятии работника с воинского учета, например, по достижению предельного возраста или по состоянию здоровья, карточку оставляют в архиве, с соответствующей пометкой.
Отчетность в военкомат
Срок подачи сведений составляет 5 рабочих дней со дня приема на работу или увольнения. Такие правила приняли 05.08.2023 г. Ранее был актуален двухнедельный срок.
Если выявлен сотрудник, не состоящий на воинском учете, информация о нем должна быть передана в комиссариат не позже третьего рабочего дня с момента установления факта.
Есть еще правила:
-
Работодатель обязан отвечать на запросы военкомата в течение 2 недель по получению.
-
Также необходимо сообщать об изменениях в личных данных вроде изменений семейного положения или места жительства. Срок 5 рабочих дней.
-
Нужно ежегодно, в конце декабря, сдавать в военкомат карточку учета организации формы 18 и план работы по воинскому учету.
Точные сроки лучше уточнить в местном комиссариате. Сделать это лучше заранее, т.к. ведомство вправе установить период сдачи отчетов на октябрь-ноябрь. Сразу можно уточнить и по шаблону, применяемому в регионе. При обновлении внутренней документации, смене ответственного за ведение воинского учета изменения стоит согласовать с комиссариатом.
Обеспечение явки в военкомат
Работодатель обязан информировать сотрудников о поступающих для него повестках. Военкоматы вправе направлять документ по адресу места жительства военнообязанного/призывника или на работу. В последнем случае повестка передается обязательно под подпись. При отказе от получения составляется соответствующий акт.
В день посещения военкомата компания обязана отпустить сотрудника в оплачиваемый выходной (ст. 6 закона №53-ФЗ).
Сверка данных воинского учета
Процесс сверки включает систематическое уточнение информации по работникам и передача корректировочных данных в военкомат. Минимальная периодичность — 1 год.
Дату проведения сверки определяет работодатель самостоятельно, как и формат: бумажно или в электронном виде через систему ЭДО (электронного документооборота).
Как и в какой военкомат сдавать отчетность
В какой военкомат мы должны сдавать сведения воинского учета, если сотрудники работают дистанционно, а у организации имеется несколько обособленных подразделений?
Сведения воинского учета в отношении дистанционных сотрудников необходимо представлять в военкомат по месту учета сотрудников и в военкомат по месту учета организации-работодателя. Сведения по сотрудникам обособленных подразделений также нужно предоставлять в военкомат по месту учета сотрудника и в военкомат по месту учета организации-работодателя.
В какой военкомат отчитываться о работниках, которые зарегистрированы в одном регионе, а фактически проживают и работают в другом?
Сведения в отношении таких работников необходимо представлять в военкомат по месту учета организации-работодателя и в военкоматы по месту учета сотрудников
Обращаем внимание, что если место пребывания и место регистрации работника различаются, работодатель должен сообщить об этом в военкомат, в котором такой работник состоит на учете.. У организации есть обособленные подразделения в других городах
Нужно ли ставить данные подразделения на учет в военкоматы по месту их нахождения?
У организации есть обособленные подразделения в других городах. Нужно ли ставить данные подразделения на учет в военкоматы по месту их нахождения?
Закон не требует этого делать. Постановка на учет организации-работодателя производится по месту ее юридической регистрации. То есть вставать на учет в военкомате нужно не по месту нахождения филиала или представительства, а по месту нахождения головной организации. Постановка на учет обособленных подразделений не требуется, т. к. филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Тем не менее, есть противоположные позиции территориальных военкоматов, которые необходимо учитывать на местах.
Можно ли отправлять отчетность в военкомат по почте, то есть без посещения военкомата?
Да, можно. Никаких ограничений по способу представления отчетности по воинскому учету в бумажном виде законодательством сейчас не установлено. Тем не менее, рекомендуем в этом вопросе ориентироваться на внутренние требования вашего военкомата. Если он требует представлять отчетность лично, то лучше ее представлять именно на личном приеме в военкомате.
Требуется ли специальное образование для специалиста по воинскому учету, на которого возложили обязанности по воинскому учету (бухгалтер или кадровик)?
Нет, не требуется. Законодательством не установлены никакие специальные требования к квалификации специалиста по воинскому учету. Вместе с тем действующими правилами предусмотрена необходимость повышения квалификации специалистов, отвечающих за воинский учет в организациях, не реже 1 раза в 3 года (приложение № 17 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Ответственность за нарушение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ
Любой контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ) обязательно должен содержать условия расчета за выполненную поставку/работу – сроки, порядок. При этом одновременно необходимо прописать регламент проверки качества и количества поставки, комплектности и пр., то есть тех параметров, которые позволяют судить о полноте исполнения контракта. Также в тексте договора нужно указать, каким образом оформляется приемка товаров/работ.
Соответственно, заказчик обязан соблюдать порядок расчетов за выполненную работу, предусмотренный договором. При нарушении сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ на основании ч. 5 ст. 34 покупатель несет ответственность, так же как и в других случаях неисполнения обязательств. У подрядчика есть право требовать выплаты неустоек, если заказчик не соблюдает условия контракта. За просрочку предусмотрена санкция в виде пени, которая начинает начисляться на следующий день после установленной в договоре даты расчета.
Но в контрактной системе нередки случаи злоупотреблений со стороны заказчика, когда он допускает нарушение сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ.
Законодатели с целью борьбы с подобной практикой внесли изменения в закон 44-ФЗ. Речь идет об издании Федерального закона от 01.05.2017 № 83-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с этим нормативным актом в ст. 34 появилась часть ч. 13.1, которая устанавливает в общем случае тридцатидневный срок платы поставки товара или исполнения работы (либо отдельных этапов контракта) после подписания соответствующего акта приемки (ч. 7 ст. 94).
Для некоторых категорий подрядчиков, в частности СМП и СОНКО (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ), установлены иные сроки для оплаты по факту исполнения контракта. А также особый регламент в этой части предусмотрен для заказов в сфере обороны и безопасности страны.
С целью повышения дисциплины заказчиков при оплате контрактов ужесточены санкции за нарушения в данной сфере. С принятием Федерального закона от 26.07.2017 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в данном кодексе появилась статья 7.32.5.
Теперь к заказчикам, допускающим нарушение сроков оплаты по контракту, установленных ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ, применяются денежные санкции. Должностное лицо, ответственное за несвоевременную оплату поставки ТРУ, перечисление аванса в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, будет оштрафовано на сумму от 30 000 до 50 000 руб. Если специалист повторно признается виновным по ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то его дисквалифицируют на период 1-2 года.
Что считается административным правонарушением? В ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях таковым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, подпадающее под положения настоящего нормативного акта. Раздел II Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность для юридических лиц.
Виновность юридического лица признается в том случае, если доказано, что у него была возможность придерживаться норм закона, но несмотря на это им были допущены нарушения и не было сделано все зависящее, чтобы остаться в правовом поле.
Должностное лицо привлекается к административной ответственности в соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в том случае, если им были допущены нарушения в результате пренебрежения служебными обязанностями. Должностным лицом в данном случае является сотрудник учреждения, на которого постоянно или временно возложены специальные полномочия по осуществлению функции представителя власти.
Таким образом, должностное лицо вправе организовывать деятельность иных лиц, не являющихся его подчиненными по службе, оно выполняет управленческие и хозяйственные функции в структурах власти различного уровня, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.
Сроки сдачи отчетности по военнообязанным
Вся отчетность делится на ежегодную (подается один раз в году) и событийную (по мере приема или увольнения работников). С 2023 года изменили сроки сдачи отчета по призывникам в военкомат, некоторые отчеты придется сдавать гораздо раньше. В таблице — сроки отправки отчетов в 2023 году.
Что сдавать | До какого числа сдается отчетность |
---|---|
Карточка учета по форме 18 | До 31 декабря, срок, форму и порядок уточняйте в местном военкомате |
Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами из числа ГПЗ по форме 19 | |
Сведения о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, и анкеты на них | До 1 ноября, срок, форму и порядок уточняйте в местном военкомате |
Отчет (сведения) о приеме на работу и увольнении военнообязанных работников | В течение 5 дней с момента приема или увольнения |
Изменение сведений, необходимых для воинского учета, о военнообязанных работниках, состоящих и не состоящих на учете | В течение 5 дней с момента изменения |
Сведения о военнообязанных работниках, состоящих и не состоящих на учете, по запросу военкомата | В течение 14 дней с момента получения запроса |
Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, по форме 6 | До 31 декабря, срок, форму и порядок уточняйте в местном военкомате |
Обновленная информация о семейном положении, Ф.И.О., адресе и состоянии здоровья военнообязанных сотрудников | В течение 5 дней с момента изменения |
Сведения о работниках, которые являются военнообязанными, но не состоят на воинском учете | В течение 3 рабочих дней с момента, когда узнали о нарушении |
Новые штрафы за нарушения ведения воинского учёта
С 1 октября согласно № 404-ФЗ вводятся новые более суровые штрафы для работодателей за несоблюдение правил воинского учёта.
Тип нарушения | Сумма (в рублях) | |
---|---|---|
Для ЮЛ | Для ДЛ | |
Не представили данные о новых или уволившихся сотрудниках | — | 40 000 – 50 000 |
Не передали информацию работнику о вызове в военкомат по повестке | 60 000 – 80 000 400 000 – 500 000 (во время мобилизации) |
60 000 – 80 000 (во время мобилизации) |
* ДЛ – должностное лицо, ЮЛ – юридическое лицо
** Законные основания описаны в ст. 19.38, 21.1, 21.2, 21.4 КоАП
Напоминаем, что военный учёт и штрафы за несоблюдение правил относятся только к организациям. Работодатели, которые имеют статус индивидуального предпринимателя, освобождаются от ведения учёта.
Однако если же ИП – сам военнообязанный, то он должен вести учёт за себя. Если же предприниматель не явится по повестке в военкомат, будет вынужден заплатить 10 000 – 30 000 в качестве штрафа.
Кто подлежит воинскому учету
Один из самых важных вопросов — как определить, кто из работников подлежит постановке на воинский учет. Работодателю нужно знать, что существует две категории:
- Призывники — граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
- Граждане, пребывающие в запасе, — военнообязанные:
- граждане мужского пола;
- уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
- успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
- успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
- не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
- не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
- не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- граждане женского пола с военно-учетной специальностью (приложение к Положению о воинском учете).
В конце статьи есть
Не подлежат воинскому учету граждане:
- проходящие военную службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола без военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
- у которых есть воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.
Трудоустройство
Можно ли трудоустраивать сотрудника без военного билета и не поставленного на воинский учет? Что делать с такими соискателями в плане составления документов воинского учета и что необходимо подавать в таких случаях в военкомат?
Трудоустраивать таких соискателей вы можете. Отсутствие военного билета не является основанием для отказа в трудоустройстве (письмо Минтруда от 29.09.2023 № 14-6/ООГ-6134). При этом организация обязана сообщить в военкомат, в котором она стоит на учете, сведения о заключении трудового договора с таким сотрудником. Далее трудоустроенному сотруднику необходимо выдать направление о необходимости постановки на учет по месту жительства или пребывания.
Обязаны ли мы при приеме сотрудника на работу спрашивать у него данные, которые нам не важны и не относятся к его профессиональным качествам, но вносятся в карточки военнообязанного? Например, наличие личного автомобиля и водительского удостоверения у сотрудника. Обязан ли сотрудник нам на эти вопросы отвечать?
Да, вы обязаны запрашивать данную информацию. Организация воинского учета является обязанностью организации-работодателя (ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Если в установленной форме (например, форма № 10) необходимо указание таких сведений, то гражданин вам обязан эти сведения предоставить. Необходимо учитывать, что практически аналогичный объем сведений работник обязан предоставить в свой военкомат (о семейном положении, образовании, месте работы) и эта информация (от работодателя и работника) должна быть идентичной.
Можно принимать военнообязанного сотрудника, имеющего военный билет СССР, с отметкой о постановке на воинский учет в военкомат?
Разумеется, можно. Военный билет СССР признается действительным документом воинского учета (примечания к п. 25 Методических рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Организация воинского учета и его предназначение
Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.
Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:
- в периоды, когда обстановка в стране спокойная, основная задача воинского учета — обеспечить выполнение воинского долга каждым призывником, т. е. своевременно следить за наполняемостью армии и препятствовать незаконному уклонению от службы;
- если же случается военный конфликт либо возникает реальная угроза безопасности страны, то с помощью механизма воинского учета уполномоченные органы должны своевременно мобилизовать военнообязанных лиц, а также обеспечить потребность госструктур в трудовых ресурсах.
ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах. Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике
С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет, а с 2024 года 18-30) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего (с 2024 года 30-летего) возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719)
Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет, а с 2024 года 18-30) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего (с 2024 года 30-летего) возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).
ВАЖНО! Верхняя граница призывного возраста повышена до 30 лет с 2024 года (п. 1 ст
1 закона от 04.08.2023 № 439-ФЗ).
Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).
ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст
9 закона № 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.
Подробнее о первоначальной постановке на воинский учет см. в статье «Первоначальная постановка граждан на воинский учет»
За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).
Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.
Пошаговую инструкцию по ведению военного учета в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к Путеводителю по кадровым вопросам.
Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.
Как включить раздел «Воинский учет» и настроить программу «1С:ЗУП»
Для настройки ведения воинского учета в программе «1С:ЗУП» необходимо в разделе «Настройка – Кадровый учет»
установить соответствующий флаг. Эта настройка доступна для пользователей с полными административными
правами (рис.1,2).
Рис.1. Настройка кадрового учета в программе 1с
Рис.2. Установка флажка «Воинский учет» в ЗУП
При установке флажка на вкладке «Кадровый учет» появятся документы для информирования о воинском учете
(рис.3).
Рис.3. Документы для информирования о воинском учете
В программе «1С:ЗУП» не предусмотрены документы для внесения данных о воинском учете. Поэтому информацию
следует вносить в личных карточках сотрудников. После включения обработки «Ведется воинский учет» в личных
карточках сотрудников появятся поля для заполнения (рис.4,5).
Рис.4. Поле «Воинский учет» для заполнения в «1С:ЗУП»
Рис.5. Карточка «Воинский учет» в «1С:ЗУП»
На вкладке есть заполненные справочники: «Отношение к воинской обязанности», «Воинское звание», «Состав
(профиль)», «Категория запаса», «Годность к воинской службе», «Отношение к воинскому учету» (рис.5).
Отметим, что поля «ВУС» и «Военкомат» необходимо заполнить самостоятельно по данным военных билетов,
предоставленных сотрудниками компании.
Кроме того, обязательно нужно внести в карточку организации все регистрационные данные. Сделать это следует
максимально полно. Для этого на закладке «Настройка – Организации» заполните все поля по регистрационным
данным (рис.6,7).
Рис.6. Заполнение сведений об организации в карточке
Рис.7. Заполнение сведений о компании в карточке
Заполните в разделе «Ответственные лица» данные об ответственном за ВУР (военно-учебную работу). И на
закладке «Воинский учет» распечатайте «Приказ об организации воинского учета» (рис.8).
Рис.8. Печать документа «Приказ об организации воинского учета»
Также следует распечатать документ «План работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан,
пребывающих в запасе, в 20__ году» (рис.9).
Воинский учет граждан ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и
методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ
11.07.2017):
- п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе»; - п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском
учете» (далее по тексту — Положение о воинском учете); - Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
- Приказ Минобороны от 22.11.2021 № 700;
- для работодателей — организаций, расположенных на территории Республики Крым, — Методические
рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан
РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.
К сведению: в воинском учете многое происходит не по нормативным актам, а именно по неофициальным
разъяснениям военкоматов. Учитывайте это в работе.
Рис.9. Документ «План работы по осуществлению воинского учета и бронирования
граждан»
После внесения персональных данных о воинском учете в карточках сотрудников можно проанализировать полноту
внесенных данных. Для этого перейдите на страницу «Кадры – Кадровые отчеты – Отчетность для военкоматов»
(рис.10).
Рис.10. Раздел «Кадровые отчеты» в программе 1с
Одним из отчетов по контролю за данными воинского учета будет «Карточка гражданина, подлежащего воинскому
учету» (рис. 11, 12, 13).
Рис.11. Отчет «Карточка гражданина, подлежащего воинскому учету»
Рис.12. Отчет «Карточка гражданина, подлежащего воинскому учету»
Рис.13. Отчет «Карточка гражданина, подлежащего воинскому учету»
Как вы можете видеть, в карточке присутствуют не только данные о воинском учете, но и другая подробная
информация. Ее тоже необходимо подробно заполнить в карточке сотрудника или проверить корректность ранее
внесенных данных (рис.14).
Рис.14. Карточка сотрудника, подлежащего воинскому учету
Оборотная сторона этой каточки заполнится автоматически данными о воинском учете (рис.15).
Рис.15.Оборотная сторона карточки
Новые отчеты для работодателей
В отчетах должны указываться списки работников, их пол и дата рождения. Кроме того, необходимо указывать информацию о наличии повесток и нарушениях в области воинского учета. Эти отчеты позволяют правительству и службам, занимающимся воинским учетом, составлять более точные списки призывников и контролировать соблюдение законов в области воинского учета.
Работодателям, которые не предоставляют или предоставляют неверные отчеты, грозят штрафы. Нарушение воинского учета может стать основанием для привлечения работодателя к административной или уголовной ответственности.
Новые отчеты для работодателей представляют собой важную меру для поддержания сильной и эффективной системы воинского учета. Они предоставляют возможность лучше контролировать кадровый потенциал и обеспечивать справедливость призывной кампании.
Новые штрафы для работодателей за нарушения в области воинского учета
Одно из основных нововведений – это создание списков мужского населения трудоспособного возраста. Работодатель должен вести отдельный список работников мужского пола, включая сведения о их возрасте, о месте жительства и организации, где они работают. Этот список должен быть готов для вручения в установленные сроки.
Другое важное изменение – повышение требований к предоставлению отчетов о воинском учете. Работодатели обязаны предоставлять отчеты о наличии лиц мужского пола, работающих в их организации, и описание их воинского учета
Отчеты должны быть представлены уполномоченным органам в установленные сроки.
Нарушение новых правил воинского учета может привести к значительным последствиям для работодателей. За недостаточное ведение списков и предоставление отчетов налагаются штрафы. Размер штрафов зависит от серьезности нарушения и может достигать значительных сумм.
Важно отметить, что новые правила воинского учета распространяются на все организации, включая государственные и частные предприятия. Работодатели обязаны соблюдать эти правила и выполнять все требования закона в отношении мужских работников
Повестки о включении воинского учета будут вручаться лично мужчинам в трудоспособном возрасте. Работодатель также может участвовать в процессе вручения повесток, но главной обязанностью работника является личное явление на назначенную дату и время для регистрации в воинском комиссариате.
Введение новых правил воинского учета и ужесточение штрафов для работодателей при нарушении этих правил направлены на повышение эффективности и достоверности воинского учета. Работодатели должны быть готовы выполнять все требования закона в этой области и обеспечить своим мужским работникам возможность соблюдать правила воинского учета.