КАС ПООЩРЯЕТ КОЛЛЕКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ПРОЦЕССЕ
Что касается новелл в отношении участников процесса, то тут нужно обратить внимание на институт коллективных административных исков. КАС РФ, в сравнении с ГПК РФ, наряду с процессуальным соучастием предусматривает институт коллективных административных исков в защиту прав и законных интересов группы лиц при наличии четырех условий:. — многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов;
— многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов;
— однородность предмета спора и оснований исковых требований;
— наличие общего административного ответчика;
— использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.
Ранее возможность обратиться с коллективным административным заявлением была закреплена только в АПК РФ.
Представлять интересы лиц по административному делу, возбужденному на основании коллективного административного искового заявления, может быть поручено одному или нескольким лицам. При этом указание на лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц, должно содержаться в самом иске. Представители по коллективному иску вправе действовать без доверенности.
В случае обращения в суд еще одного лица с аналогичным требованием Кодексом предусмотрена возможность присоединяться к заявленному группой лиц требованию. В таком случае производство по индивидуальному заявлению прекращается. Если же лицо отказывается присоединиться к коллективному иску и требует рассмотрения дела в индивидуальном порядке, суд приостанавливает производство по индивидуальным заявлениям до момента, когда будет принято решение по делу о защите прав и законных интересов группы лиц.
Законодатель поощряет коллективное участие в процессе при наличии необходимых для этого оснований в целях разгрузки судов общей юрисдикции и достижения одной из главных задач административного судопроизводства — правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
КАС РФ сократил сроки апелляционного обжалования
процессуальные срокиапелляционного обжалованиясудебных постановлений
- о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
- об административном надзоре;
- о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;
- о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке;
- о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.
Нормативное регулирование
Нормативное регулирование играет ключевую роль в правовой системе любой страны. В случае Гражданского процессуального кодекса (ГПК) и Кодекса административного судопроизводства (КАС) это не исключение. Оба кодекса устанавливают процедуры и правила для рассмотрения гражданских и административных дел соответственно.
ГПК регулирует процесс рассмотрения гражданских дел, таких как разрешение споров между физическими и юридическими лицами, оспаривание правовых актов, взыскание долгов и другие ситуации, связанные с гражданскими правами и обязанностями.
КАС, с другой стороны, регулирует процесс рассмотрения административных дел, в которых сторонами могут быть административные органы и граждане или юридические лица. Эти дела связаны с обжалованием административных решений, наказаниями за нарушение административного законодательства и другими административными спорами. КАС обеспечивает законность и справедливость в административной сфере и защищает права граждан от произвола власти.
В обоих кодексах содержатся нормы, которые определяют процедуру рассмотрения дел, подведомственность вопросов судебным инстанциям, права и обязанности сторон, допустимые средства доказывания, судебные сроки и прочие важные аспекты процессуальной деятельности.
Таким образом, хотя ГПК и КАС имеют свои особенности и применяются в разных сферах права, оба законодательных акта играют важную роль в обеспечении справедливости и правопорядка в гражданских и административных отношениях.
По составу участников
Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров. В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник имущества или учредитель, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязательствами, что и другие участники.
В административно-правовых отношениях одним из участников всегда является государство в лице органов власти различного уровня, которые контролируют выполнение нормативных актов гражданами и организациями.Ярким примером норм административного права можно назвать Правила дорожного движения, строго регламентирующие права и обязанности всех участников дорожного движения, а также дифференцированную систему наказаний за нарушения.
Сфера применения ГПК и КАС
ГПК устанавливает порядок рассмотрения и разрешения гражданских споров, возникающих из гражданских правоотношений. Он применяется в судебных процедурах, связанных с взысканием долгов, разделом совместно нажитого имущества, оспариванием договоров и иных гражданско-правовых вопросов.
КАС, в свою очередь, регулирует порядок рассмотрения и разрешения дел в административных судах. Он применяется в судебных процедурах, связанных с оспариванием действий и решений государственных органов, оспариванием административных штрафов, лишением права владения и т.д.
Основное отличие между ГПК и КАС заключается в сферах применения этих кодексов. ГПК применяется в гражданском судопроизводстве, когда в отношениях участвуют граждане, юридические лица и государственные органы в качестве гражданских обязательств. КАС применяется в административном судопроизводстве, когда истец или ответчик являются государственными органами, юридическими или физическими лицами во взаимоотношениях с государственными органами.
Таким образом, ГПК и КАС регулируют различные сферы судебного процесса и применяются в зависимости от характера спора и сторон, участвующих в процедуре.
Какие заблуждения в связи с принятием КАС встречаются на практике?
Для начала хотелось бы развеять два заблуждения, связанных с принятием КАС, которые распространены среди юристов (и не только среди них).
1) порядок рассмотрения дел, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, ранее вообще не был урегулирован.
Разумеется, это утверждение не соответствует действительности. Все дела, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, раньше рассматривались по правилам ГПК РФ.
2) КАС устанавливает порядок осуществления правосудия по всем административным делам.
Это также не соответствует действительности. КАС устанавливает порядок рассмотрения далеко не всех дел, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Во-первых, КАС не распространяется на порядок рассмотрения дел из административных правоотношений отнесенных к компетенции арбитражных судов (раздел III АПК РФ).
Во-вторых, дела об административных правонарушениях, которые подведомственны судам общей юрисдикции, не рассматриваются по правилам КАС. Такие дела, как и раньше, рассматриваются по правилам Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В-третьих, положения КАС не распространяются на дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Отграничение административного права от смежных отраслей права
Таким образом, ряд отношений регулируется конституционным и административным правом одновременно: различие можно провести по объему этого регулирования. Конституционное закрепляет лишь общие принципы, единые для всех государственных органов; административное право, отправляясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – в Конституции и законах.
Однако административное отличается от других отраслей права предметом регулирования.
Оно регулирует управленческие отношения, т.е.
отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны.
Так, с имущественно-стоимостными отношениями связаны организационные отношения между строительной компанией и органом государственного управления по поводу получения лицензии. Однако природа таких организационных отношений определяется властными полномочиями орган государственного управления, который дает обязывающие предписания для строительной компании.
Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим
Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.
По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:
- копия нормативно-правового акта;
- реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
- указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
- доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.
Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.
Разница между гражданским правом и административным правом
Во взаимоотношениях административного и гражданского права наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования (например, отношения имущественного характера, возникающие в хозяйственной сфере).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.
Соотношение этих отраслей права в рассматриваемом контексте можно проследить на следующем примере. Например, в результате ДТП пассажиру причинен вред здоровью. Никаких объективных признаков, свидетельствующих о наступлении тяжкого вреда здоровью, не выявлено, поэтому начинается производство по административному делу.
Как полагает Г.Л. Кертман, на исходе ХХ в. «институциональный дизайн» российской политики и государственности подвергся тотальной модернизации.
В отличие от административного и уголовного, в гражданском праве нет места каким-либо проявлением государственного принуждения, не считая вопросов исполнения решения судов, которые, по сути, являются уже прерогативой исполнительного производства.
Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ) — противоправное бездействие должностного лица.
В отличие от административного и уголовного, в гражданском праве нет места каким-либо проявлением государственного принуждения, не считая вопросов исполнения решения судов, которые, по сути, являются уже прерогативой исполнительного производства.
Чего ожидать от КАС РФ
Самое первое новшество касается наименования сторон и суда. По логике вещей они будут именоваться административными, то есть административный истец, ответчик и пр.
Кодекс предусматривает новый институт соучастия, согласно которому смогут подаваться коллективные иски граждан в защиту права группы лиц, которые будут носить административный характер. Иск будет принят к производству, если его требование будут заявлять не менее 20 лиц одновременно.
Новшества коснулись и процессуальных сроков:
- В суде будет рассматриваться большое количество дел, срок которых является сокращенным.
- На обжалование определенных категорий дел предусмотрен срок в десять дней (ст. 298 КАС РФ).
Кодекс предусматривает некоторые ограничения для лиц, которые могут выступать в процессе в качестве представителей:
- К рассмотрению дела допускается представитель в суде, имеющий только высшее образование по специальности юрист.
- При подаче иска необходимо приложить документы подтверждающие образование. Их отсутствие может повлечь оставление иска без движения.
Такое новшество вызвало большое негодование в юридическом обществе. Многие специалисты посчитали, что такие нововведения являются первыми шагами к ограничению круга лиц, выступающих представителями в судах любых инстанций и направлений. Тем более уже давно ходит слух о том, что в скором времени к судопроизводству будут допускаться представители, имеющие статус адвоката. Если такое правило действительно будет введено, многие юристы смогут заниматься только консультированием своих клиентов, потеряв большую часть заработка.
КАС РФ предусматривает меры принуждения, такие как обязательная явка и привод. Такие меры оцениваются как более строгие по сравнению с мерами, предусмотренными ГПК РФ. Привод в процесс будет осуществляться не только свидетелей, но других сторон разбирательства. Например, если суд посчитает, что рассмотреть дело невозможно без явки сторон, то они могут быть доставлены в зал суда путем привода. Такая мера не совсем приятная и больше схожа с уголовным процессом.
Еще одной мерой является ограничение или даже лишение участника процесса права слова в ходе судебного процесса. В некоторых случаях он может быть удален из зала суда, либо на него будет наложен штраф.
К рассмотрению дела могут привлекаться различные организации, имеющие в своей компетенции право участвовать в правоотношениях той же сферы, что и рассматриваются в ходе судебного процесса. Допускается участие таких организаций для защиты нарушенных прав и интересов истца по делу.
На данный момент довольно сложно судить о том, как новый КАС РФ будет работать на практике, и вообще нуждается ли российская судебная система в принятии таких новшеств. В любом случае и судам, и участникам судопроизводства придется подстраиваться под нормы кодекса, смиряться с его требованиями и работать дальше. Возможно, в процессе применения КАС РФ будут приняты новые поправки и исправлены имеющиеся недочеты. Остается ждать, когда по такого рода делам сформируется первая судебная практика, на которую смогут ориентироваться участники процесса.
-
Отличие буддизма от христианства кратко
-
Особенности строения селезенки кратко
-
Судебные органы в исполнительном производстве кратко
-
Применение машин постоянного тока кратко
- Искусство древней греции в период эллинизма кратко
Сложный выбор
Правила сформулированы очень абстрактно, а конкретизирующих постановлений со стороны ВС немного, говорит партнер юрфирмы «Регионального центра правовой безопасности» Юлия Любенко. Поэтому судьи могут сомневаться, в каком порядке рассмотреть дело. Спорные ситуации возникают тогда, когда в одном деле есть и административный, и гражданско-правовой компоненты, делится управляющий партнер ЮК «РЦПБ» Владимир Пустовит. «Например, по распоряжению местной администрации снесли здание, которое она считала самостроем, – здесь нарушено гражданско-правовое право собственности, но нарушено согласно властно-распорядительному акту органа власти, – приводит примеры Пустовит. – Или площадь участка уменьшилась из-за незаконных поправок Росреестра: тоже нарушено право собственности, но суд должен будет оценить законность действий чиновников».
По словам Некрасова, каждый судья пытается истолковать разъяснения Верховного суда самостоятельно, чтобы применить их в конкретном деле. В итоге по аналогичным вопросам двое судей могут вынести разные процессуальные решения. Суды общей юрисдикции ошибочно относят административные дела к гражданским, и эта проблема носит системный характер, отмечает адвокат «Регионального центра правовой безопасности» Максим Васенев.
Если суд придет к выводу, что требования поданы в неправильном порядке, он выносит определение об отказе в принятии иска или административного иска. Если судья сомневается, ему удобнее отказать: в этом случае по спорному вопросу может высказаться апелляция. Ведь отмены определений, как правило, не влияют на общую статистику судьи, рассказывает Ялилов. Если же судья принял к рассмотрению спор, который был разрешен в неправильном судопроизводстве, то это уже очень грубое нарушение, объясняет юрист.
Возможно и такое, что ошибка не исправлена, а спор рассмотрен с нарушением правил подведомственности. Выбор неправильного вида судопроизводства создает для истца большие проблемы из-за разных принципов гражданского и административного процессов. В первом случае исходят из равенства истца с ответчиком, которые обладают схожими процессуальными правами. Во втором случае гражданину дают больше прав, а госоргану больше обязанностей, соответственно распределяется и бремя доказывания. Если административный спор разрешили по правилам гражданского – значит, лишили гражданина процессуальных прав и возможностей, которые полагаются ему по закону. Ошибки здесь ведут и к тому, что дело рассматривает другой суд, говорит Некрасов. Если дело касается земельных участков, то, вынужденно подавая иск в гражданском судопроизводстве, нужно будет адресовать его по месту нахождения участка, рассказывает юрист, в то время как административный иск подается по месту нахождения органа власти.
Разрушить процессуальный барьер
Если истец ошибся и подал неправильное заявление – это не должно тормозить процесс, убежден Пустовит. Вместо того, чтобы отказывать в принятии иска, возвращать его или оставлять без движения, суд должен сам определить верный вид судопроизводства, информировать об этом участников процесса и рассмотреть дело по закону, считает адвокат. Такое разъяснение он предлагает включить в закон или закрепить в судебной практике.
Подобный подход применила административная коллегия Верховного суда в одном из недавних споров, где истица заявила в административном иске сразу несколько требований к Министерству социальной политики Красноярского края. Суд принял часть требований, а другую часть отклонил, потому что их надо рассматривать в другом – гражданском – судопроизводстве. Вместо этого их надо было самостоятельно принять и разрешить по правилам ГПК, указал ВС. Это согласуется с постановлением КС № 28-П от 11 ноября 2014 года, где говорится о том, что правосудие должно быть процессуально эффективным, без неоправданных задержек при рассмотрении дел, уточняется в определении № 53-КГ17-8.
Еще более детальные разъяснения Верховный суд дал в свежем определении № 81-КГ17-27:Вид судопроизводства (гражданское или административное) выбирает суд. Он должен передать заявление для рассмотрения в тот же суд, но в другом порядке, а не прекращать дело.
БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРОКОВ В КАС РФ КОРОЧЕ СРОКОВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДРУГИМИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫМИ КОДЕКСАМИ
Срок принятия административного искового заявления к производству составляет 3 дня с момента его поступления в суд. В ГПК РФ и АПК РФ установлен общий 5-дневный срок.
Общие сроки рассмотрения дела в КАС РФ практически идентичны тем, что установлены в ГПК РФ, за исключением сроков по отдельным категориям дел, возникающим из публичных правоотношений. В КАС РФ по таким делам предусмотрены более продолжительные сроки, чем ранее установленные в ГПК РФ.
Сроки подачи апелляционной жалобы (представления) остались прежними — месяц со дня принятия судом решения в окончательной форме. Однако по отдельным категориям дел сроки на подачу апелляционной жалобы (представления) сокращены — это закреплено в частях , , ст. 298 КАС РФ. По отдельной категории дел также сокращены сроки рассмотрения апелляционной жалобы (представления) (части , , , , , ст. 305 КАС РФ).
Говоря о сроках, стоит заострить внимание на нормах КАС РФ, регулирующих упрощенное (письменное) производство. В частности, по ряду административных дел Кодекс предусматривает упрощенное (письменное) производство
Особенность такого производства заключается в том, что дело рассматривается судом лишь на основании письменных доказательств без вызова сторон. Процедуре рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства посвящена КАС РФ. Отметим, что возможность рассмотрения дел в порядке упрощенного производства закреплена также в АПК РФ. Однако упрощенное производство по административным делам существенно отличается от соответствующей процедуры в арбитражном процессе.
Административное дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, если все лица, участвующие в деле, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие либо ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного спора, а также по делам о взыскании обязательных платежей и санкций в пределах 20 тыс. руб.
В ст. 150 КАС РФ предусмотрено дополнительное основание для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, когда в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.
Решение о применении упрощенного производства принимается на стадии предварительного судебного заседания, о чем выносится определение суда. В определении суд предоставляет ответчику возможность представить возражения против упрощенного производства в срок, не превышающий 10 дней. Примечательно, что отсутствие ответа со стороны ответчика воспринимается судом в качестве согласия на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства
Важно отметить, что в порядке упрощенного производства дело может рассматриваться как единолично судьей, так и коллегиальным составом, если это предусмотрено законом
КАС РФ не содержит прямого ответа на возможность суда отказать в применении упрощенной процедуры. Законодатель не исключает такой возможности, если это необходимо в целях обеспечения общественных интересов.
Срок рассмотрения административного дела ограничивается 10 днями со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Обжаловать такое решение можно в апелляционном порядке в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Таким образом, основным преимуществом упрощенного производства является значительное сокращение сроков рассмотрения административного дела, а также минимизация судебных издержек лиц, участвующих в деле.
Особое внимание КАС РФ уделяет началу течения срока на апелляционное обжалование. Он начинает исчисляться не со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме), а со дня получения лицом, участвующим в деле, копии решения суда по административному делу ()
Таким образом, именно от суда будет зависеть начало течения указанного срока.
Интерес вызывает вопрос соотношения таких сроков в случае, когда одно из лиц, участвующих в деле, получит копию решения суда раньше другого. Можно ли в таком случае считать, что для одного участника процесса срок на апелляционное обжалование начинается и заканчивается раньше?
Отложение судебного разбирательства по административному делу
Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:
- в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
- если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
- в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
- если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.
Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.
Как проходит судебный процесс
Обязательное условие проведения судопроизводства — предварительное извещение всех его участников. Явка сторон обязательна. Первое слушание проводится одним судьей. Перед этим заседанием обязательно проходят предварительные слушания. Они предназначены для представления позиций сторон. В этом случае возможно решить конфликт до судебного разбирательства. Отсутствие согласия между сторонами инициирует рассмотрение дела во время судебных заседаний.
Выступление всех участников проводится стоя. При заслушивании вердикта суда также нужно стоять. КАС определяет форму обращения к судье. На протяжении всего административного процесса применяется «Уважаемый суд» или «Ваша честь».