Особенности создания положения в ГУП и МУП
Большинство работодателей обладает достаточно большой долей свободы в определении правил стимулирования работников. Однако наряду с ними в России существуют организации, оплата за труд в которых регулируется на государственном уровне. Это бюджетные учреждения (ГУП и МУП).
В отношении них текст ст. 135 ТК РФ содержит отсылку к единым рекомендациям по установлению оплаты труда. Такие рекомендации ежегодно разрабатываются трехсторонней (Правительство РФ — профсоюзы — работодатели) комиссией и устанавливают единый подход к оплате труда работников этих юрлиц на всех уровнях бюджетной системы (от федерального до местного). На основе этого документа устанавливаются объемы бюджетного финансирования на очередной год на содержание ГУП и МУП, работающих в том числе в сферах образования и здравоохранения. Если трехсторонняя комиссия не выработала такого документа, то его утверждает Правительство РФ, доводя мнение комиссии до субъектов РФ.
Кроме того, к числу нормативных актов, определяющих систему оплаты труда бюджетников, относится постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Согласно п. 5 данного постановления каждая бюджетная организация разрабатывает и утверждает индивидуальное положение о стимулирующих выплатах.
Виды выплат, имеющих стимулирующий характер, для бюджетных учреждений установлены приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818. Среди них выделены доплаты:
- за интенсивность труда и достижение высоких результатов в работе;
- качественное выполнение работ;
- непрерывный стаж и за выслугу лет;
- по итогам трудовой деятельности.
Для реализации механизма стимулирующих доплат в ГУП или МУП должна быть создана система критериев, которые позволят оценивать эффективность и качество работы каждого работника индивидуально и смогут стать фактором, побуждающим к повышению качественного уровня функционирования бюджетного учреждения в целом.
Общий рекомендованный подход к критериям состоит в следующем:
- Работник должен иметь четкое представление о своих трудовых обязанностях, правилах оценки эффективности их выполнения и их влиянии на конечную сумму оплаты за труд.
- Определять величину вознаграждения конкретного работника следует с учетом влияния его деятельности на итоговый результат работы учреждения в целом.
- Условия, которые служат основой для расчета конечной величины оплаты труда, должны быть достаточно прозрачны, чтобы однозначно пониматься и работодателем, и работником.
При разработке положения о стимулировании в ГУП или МУП следует руководствоваться отраслевыми рекомендациями по его формированию, если они установлены. Например, существуют подобные документы:
- для системы здравоохранения – приказ Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421;
- системы образования – письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;
- дошкольных образовательных учреждений – письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599;
- учреждений культуры – письмо Минкультуры России от 05.08.2014 № 166-01-39/04-нм.
Но вместе с тем система стимулирования в каждом конкретном учреждении может быть индивидуальной. Разрабатывая ее для себя, каждый ГУП или МУП должен руководствоваться не только едиными рекомендациями, но и документами регионов, посвященными этому вопросу, которые не должны противоречить единым рекомендациям, но могут дополнять и конкретизировать их.
В отличие от прочих работодателей в ГУП и МУП оценивается также и вклад руководителей в результаты работы учреждения. Эта оценка осуществляется вышестоящим органом в целом по результатам работы предприятий.
Законодательная база
В трудовом законодательстве под зарплатой понимается материальное вознаграждение работника за трудовую деятельность, которая состоит из:
- оклада (основная часть);
- доплаты компенсационного характера;
- доплаты стимулирующего характера.
Последние также называются стимулирующими выплатами. Конкретного перечня этих выплат не приводится, однако на практике в них включают:
- разовые премии;
- регулярные премии по итогам показателей месяца, квартала, года и т.п.
- выплата за выслугу лет;
- выплата за интенсивность трудовой деятельности;
- поощрения, награждения материального характера.
Важно понимать, что стимулирующие выплаты могут как входит в состав зарплаты, так и не входить в него. Все зависит от конкретных формулировок в индивидуальном, коллективном трудовых договорах и других документах:
- Если в договоре указано, что зарплата конкретного работника состоит из оклада, компенсационной (например, районный коэффициент) и стимулирующей выплаты (например, квартальная премия), работодатель обязан выплачивать премии при достижении соответствующих показателей эффективности.
- Если премия не отражена в договоре, выплата является правом, а не обязанностью компании. Например, в тексте сформулировано: «Премия может быть начислена работнику при наличии финансовых возможностей компании и выполнении им плана продаж за 3 месяца подряд». В таком случае премия не входит в состав зарплаты и начисляется исключительно по усмотрению руководства.
Критерии оценки качества работы работников ДОУ
В МУ «Централизованная клубная система» действовало Положение о порядке и условиях применения стимулирующих выплат, согласно которому стимулирующие выплаты (премии) начисляются на основании оценочных листов, отражают результаты труда работников и индивидуальные характеристики работников.
Следует иметь ввиду, что в некоторых регионах до сих пор имеются проблемы с назначением стимулирующих выплат.
Чтобы рассчитать необходимую сумму, нужно иметь точные данные, объективно отражающие превосходство во вложенном труде и профессионализме конкретного преподавателя. Сведения такого характера воспитатель собственноручно заносит в оценочный лист (другое название – карта самооценки), позволяющий определить объем стимулирующих выплат в перспективе. Да, оценка качества работы руководства тоже подлежит оценке. При этом оцениванием по заданным критериям занимается вышестоящий орган.
Роль положения о стимулировании в расчете зарплаты
Положение о стимулирующих выплатах — документ, наличие которого необходимо для включения в зарплату работников той ее части, которая в ТК РФ определена как стимулирующая.
Согласно ст. 129 и 135 ТК РФ заработная плата состоит:
- из собственно зарплаты (оклада или ставки), определяемой квалификацией сотрудника и характеристиками выполняемой им работы;
- компенсационных доплат за особые условия труда;
- стимулирующих доплат, направленных на поощрение работника к более эффективному труду;
- социальных выплат, в определенных ситуациях компенсирующих потерю дохода.
Стимулирующими в соответствии со ст. 129 ТК РФ могут стать:
Они делятся на установленные:
- законодательно – за звание, степень, категорию;
- самостоятельно – годовая премия, доплаты за стаж, качество, интенсивность труда или конкретные достижения.
О том, какие выплаты образуют состав расходов на оплату труда для целей расчета налога на прибыль, читайте в статье «Ст. 255 НК РФ (2017): вопросы и ответы».
В основу механизмов стимулирования каждый работодатель закладывает собственную методику, обозначив в ней как основные критерии, за которые следует поощрить работника, так и формулы для определения величины вознаграждения в зависимости от количественной или качественной характеристики этого критерия. Определению этих критериев и методики их применения и посвящен такой документ, как положение о стимулировании.
Критерии эффективности в Положении о стимулирующих выплатах
- 1 Формирование системы определения эффективности
- 2 Разработка положения о премировании
Обычно ежемесячный доход сотрудников состоит из заработной платы и дополнительных стимулирующих надбавок. Возможность включения премии в состав системы оплаты труда предусмотрена статьей 191 ТК РФ. Для утверждения внутренних правил начисления премиальных сумм работодатель разрабатывает положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности. Обозначение данных критериев необходимо для определения стоимостного выражения полезности действий каждого работника.
Формирование системы определения эффективности
Шкала факторов оценки эффективности должна быть понятной всем участникам трудовых взаимоотношений. Требования к персоналу должны быть объективными и универсальными.
Целесообразно разработать для сотрудников индивидуальные оценочные карты, включающие в себя основные показатели эффективности труда. В совокупности с графиками исполнения поставленных перед работником задач они станут эффективным средством управления персоналом. Главное, чтобы установленные показатели были измеримыми, и работник мог бы их достигнуть. В противном случае, можно добиться обратного эффекта.
Например, при выполнении месячного плана на 90% работник получит премию в размере 90%. Если план задач по итогам месяца будет перевыполнен на 20%, то итоговая величина премиальных будет составлять 120%.
Что касается бюджетных структур, то стимулирующие выплаты могут выплачиваться с учетом следующих показателей:
- непрерывный стаж;
- выслугу лет в госсекторе;
- результативность работы;
- интенсивность труда;
- индивидуальные достижения в рабочей деятельности;
- высокий уровень качества произведенной продукции или проделанной работы.
К примеру, стаж относится к категории количественных показателей. Для этого критерия достаточно разработать шкалу соответствия отработанных периодов процентным ставкам. В свою очередь, качественные показатели регулируются через Положение о стимулирующих выплатах. В бюджетной сфере при оценке таких критериев следует руководствоваться отраслевыми правовыми актами. Именно на их базе создаются локальные нормативные документы, в которых содержится перечень критериев эффективности труда и методика его оценки с привязкой к шкале премирования.
Довольно универсальной является балльная схема оценки. Каждому работнику в течение месяца начисляются условные баллы за результаты и качество труда. По итогам месяца собранные всеми членами коллектива бонусы суммируются. На их количество делится премиальный фонд, с целью вычислить стоимость одного балла. На следующем этапе перемножаются индивидуальные показатели собранных бонусов с расчетной стоимостью.
Разработка положения о премировании
При создании внутреннего положения о порядке назначения и выплаты стимулирующих надбавок предприятию следует учесть мнение профсоюзного органа и условия оплаты труда, установленные коллективным договором. В таком порядке утверждается Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности в ДОУ и любых других организациях и учреждениях.
Понятно, что этот документ не имеет законодательно утвержденного образца или утвержденной структуры. В Положении рекомендуется отразить:
- список критериев, применяемых в системе оценки эффективности трудовой деятельности;
- порядок оценки результатов работы персонала с учетом данных критериев;
- длительность периода, за который производится оценка;
- задачи, которые должны быть решены посредством внедрения стимулирующих надбавок;
- порядок, с помощью которого работники могут оспорить оценку результатов их труда.
Положение о премировании не должно ущемлять прав сотрудников, его цель – увеличить производительность работы, повысить качество труда. Образец Положения о стимулирующих выплатах с критериями эффективности можно бесплатно скачать на сайте в статье «Премирование работников: образец 2018».
Стимулирующие выплаты воспитателю ДОУ в 2023 году
Под стимулирующими выплатами работникам дошкольных учреждений понимаются надбавки к основному размеру зарплаты, назначаемые с целью мотивации к усердной работе и полагающиеся воспитателям за наличие особых заслуг. Порядок назначения дополнительных выплат к заработной плате устанавливается администрацией детского сада, но руководство ДОУ не имеет права ухудшать положение сотрудников учреждения в сравнении с условиями, которые утверждены ТК РФ.
Здравствуйте! За август месяц текущего года, нам не на числили стимулирующую надбавку, сказав, что наш детский сад остался в долгу на 51000руб., что у нас «съели» стимулирующую, отпускники. Так у нас вопрос, имеют ли право стимулирующую добавку отдать на отпускные или на иные выплаты?
Почему же так происходит и как изменится ситуация, когда повысят зарплату воспитателям? Связано это с тем, что закончился период, когда действовали указы президента, датированные 2012 годом. Но, тогда в них не фигурировали работники отрасли, не было ничего сказано про воспитателей детских садиков. В настоящем указе, Владимир Путин высказал предложение относительно пересмотра роста прибыли сотрудникам дошкольных учреждений.
Комментарий: В каждом детском саду руководитель обязан ознакомить педагогов и других работников учреждения с порядком начисления поощрительных надбавок и представить их вниманию оценочный лист, который служит основанием для назначения доплат. Так воспитатели будут знать, к чему им стремиться, и на какие надбавки к зарплате рассчитывать.
- Сотрудник бюджетного учреждения должен понимать, чего от него требуют, и как улучшить показатели по итогам своей работы. Каждый работник имеет право ознакомиться с полным перечнем критериев оценки качества труда, поскольку от них зависит размер его зарплаты и стремление выполнить свою работу лучше.
- Каждый конкретный сотрудник бюджетной организации должен внести значительный вклад в работу целой организации, в которой он трудоустроен.
- Критерии оценки качества труда бюджетника должны быть понятными и полностью прозрачными, а не двусмысленными и “размытыми”.
2.6. Разовые выплаты для педагогических работников (воспитателей, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, инструкторов по физическому воспитанию, педагогов-психологов, старших воспитателей) и младших воспитателей имеют постоянную ежемесячную сумму, рассчитанную на 1 ребенка, посещающего детский сад. Сумма 167`226,00 рублей распределяется между двумя корпусами, согласно списочного состава детей:
— разовые стимулирующие выплаты (выплаты по итогам работы за месяц, квартал, полугодие) — размер, порядок и условия применения, которых определяются заключением Совета Учреждения в пределах фонда оплаты труда и максимальным размером для конкретного работника не ограничиваются.
— постоянные стимулирующие выплаты – устанавливаются на год, полугодие квартал. Размер и порядок установления постоянных выплат установлен Учреждением на срок, но не более 1 года на основании решения Совета Учреждения в пределах фонда оплаты труда и максимальным размером для конкретного работника не ограничиваются;
2.4.2. На основании вышеутвержденных критериев педагоги сдают портфолио в Совет Учреждения 2 раза в течении учебного года с целью установления динамики развития показателей качества работы педагогов. Совет Учреждения изучает полученные материалы и оценивает достижения педагогов по трехбалльной системе:
1. качественное выполнение плана внутреннего контроля, плана воспитательной работы2. высокий уровень организации и контроля (мониторинга) образовательного процесса в соответствии с ФГТ3. качественная организация работы органов, участвующих в управлении Учреждением (методический совет, педагогический совет, родительский комитет и т.д.)4. высокий уровень организации аттестации педагогических работников Учреждения5. поддержание благоприятного психологического климата в коллективе
Стимулирующие выплаты в организации: доплаты и надбавки
Дополнительная плата, предоставляемая отдельной категории работников в качестве некой части заработной платы. Определение установлено нормативами статьи 129 ТК РФ.
Руководитель, нацеленный на улучшение результатов труда подчинённых, должен пересмотреть систему оплаты труда на предприятии. Речь идёт не о заработной плате, которая остаётся неприкосновенной, а о дополнительных мотивирующих поощрениях. Следует задать себе вопрос: достаточно ли они эффективны? Если нет, упразднить выплату, заменив её поощрениями, которые будут мотивировать персонал работать качественнее.
Выплаты компенсационного характера работникам в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются с учетом статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации. Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Главными в системе стимулирования работников являются премии, основанные на достижениях коллектива и каждого отдельного работника. На предприятии издаются нормативные акты, устанавливающие взаимосвязь между оплатой труда и качеством работы.
Работодатель устанавливает стимулирующие выплаты отличившимся работникам. Мера направлена на внесение посильного вклада в функционирование предприятия и его дальнейшее развитие. В их число входят премии за выполненную работу, надбавки, устанавливаемые с учетом производства.
В действующем законодательстве нет конкретного перечня стимулирующих выплат, что означает, что в коллективном договоре или нормативном акте работодателя могут быть установлены любые стимулирующие выплаты. Когда премирование носит разовый характер, достаточно бывает приказа руководителя организации, принятого для каждой конкретной ситуации. Однако и в этом случае необходимо указать механизм начисления и размер премий.
Положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат
Согласно нормам отраслевого законодательства, к примеру п. 4 Методических рекомендаций, утв. приказом Минздрава от 28.06.2013 № 421, распределением стимулирующих выплат по персоналиям в рамках одной бюджетной организации занимается специально учрежденная для этого комиссия из сотрудников этого же предприятия. Рамки полномочий указанной комиссии и иные вопросы ее работы целесообразно определить либо в отдельном положении о комиссии по распределению стимулирующих выплат, либо в специальном разделе положения о стимулировании.
При этом в документе необходимо установить:
- процедуру комплектования комиссии и утверждения ее состава;
- основные функции комиссии — как общие, так и председателя, секретаря и членов комиссии по отдельности;
- порядок работы комиссии;
- поручения и обязанности иных сотрудников организации, связанных с работой указанной комиссии;
- процедуру принятия решений комиссией;
- процедуру обжалования решений комиссии.
Критерии стимулирующего характера для медработников
Рекомендуемые перечни показателей с критериями их выполнения и оценкой в баллах для разных должностей указаны в приказе Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421. Примеры таких показателей:
- участие в профилактике заболеваний;
- снижение показателей заболеваемости и смертности;
- количество вовремя выявленных заболеваний;
- факт своевременности госпитализации;
- соблюдение санитарных норм и медицинских стандартов;
- наличие неправильных диагнозов или осложнений в результате назначенного лечения;
- наличие жалоб пациентов;
- общий объем отработанного времени за период.
В приказе № 421 описаны также особенности процедуры оценки показателей, коэффициенты, применяемые в зависимости от должности, и максимальные суммы начисляемых баллов.
Подробнее о стимулирующих выплатах медработникам читайте здесь.
Особенности расчета стимулирующих выплат для педагогов
Рекомендованный перечень оценочных критериев для педагогов приведен в письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02. К критериям, влияющим на стимулирующие выплаты педработникам, относятся:
- наличие дополнительных мероприятий (экскурсий, учебных и соцпроектов и т. п.);
- организация или участие в регулярных исследованиях, а также отслеживание индивидуальных успехов воспитанников;
- рост личной образовательной результативности по итогам контрольных проверок, промежуточных и финальных аттестаций;
- проведение организационных мероприятий, направленных на создание контакта с родителями воспитанников;
- участие воспитанников в олимпиадах, конкурсных, соревновательных и прочих состязательных мероприятиях, а также итоги этих состязаний;
- вовлеченность в групповые педагогические проекты;
- участие педработника в разработке и внедрении базовой образовательной программы;
- организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
- педработа с воспитанниками из социально неблагополучных семей;
- разработка составляющих образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и т. п.).
Каждому критерию присваивается определенный балл. Выполнение оценочного критерия сотрудником приносит ему дополнительные баллы в общую сумму, невыполнение — баллы снимает.
Таким образом, расчет поощрительных выплат педагогам предполагает:
- Определение суммы баллов, полученных каждым членом трудового коллектива, по всем показателям.
- Нахождение цены одного балла посредством деления фонда оплаты труда, выделенного на стимулирующую часть, на количество баллов, набранных всеми педработниками учреждения.
- Определение окончательного размера премиальной доплаты каждому члену коллектива путем умножения стоимости одного балла на количество баллов, набранных им.
Критерии эффективности
Под критериями эффективности в положении о стимулирующих выплатах понимается система показателей, при достижении которых работнику полагается выплата премии или другой поощрительной выплаты. Критерии эффективности позволяют оценить:
- возможность/невозможность начисления премии;
- ее конкретный размер для сотрудника.
Каждая компания разрабатывает собственные критерии, которые могут отличаться в зависимости от:
- должностей;
- отделов;
- сфер деятельности сотрудников.
На практике эти показатели разрабатывают в виде системы баллов и других цифровых показателей, например:
- план продаж;
- количество новых клиентов;
- количество удержанных клиентов, которые хот из ели расторгнуть договор;
- отзывы клиентов в баллах (например, не менее 8 из 10).
К каждому сотруднику может применяться собственная система критериев эффективности, которая складывается из баллов. Они складываются из разных количественных показателей, а размер премии определяется в зависимости от полученной суммы, например:
- 0-30 баллов – 25% от оклада;
- 31-50 – 40% от оклада;
- 51-75 – 60% от оклада;
- 76-100 – 80% от оклада;
- более 100 – 100% от оклада.
В Министерстве просвещения, здравоохранения и других отраслевых ведомствах вырабатываются собственные показатели качества труда. Например, для учителей они утверждены в соответствующем Письме.
Среди основных критериев указаны:
- Реализация дополнительных образовательных проектов.
- Реализация мероприятий по взаимодействию с родителями школьников.
- Работа с детьми из неблагополучных семей.
- Создание образовательной инфраструктуры и многие другие.
Таким образом, при выработке критериев необходимо описать:
- Качественные и количественные показатели по оценке трудовых достижений сотрудника.
- Формула по расчету баллов.
- Конвертация баллов в размер стимулирующей выплаты.
Стимулирующие выплаты педагогическим работникам
Формирование системы стимулирующих выплат учителям и воспитателям дошкольных учреждений осуществляется с использованием методических рекомендаций, утвержденных письмом Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.
Набор оценочных критериев, отраженных в положении о стимулирующих выплатах для педагогических работников, будет различаться в зависимости от назначения учреждения:
- в средних образовательных заведениях главные показатели: успеваемость, занятия за пределами школьной программы и участие во внешних мероприятиях, для которых значим уровень подготовки обучающихся;
- для дошкольных образовательных учреждений упор делается на уровень развития детей, наличие прогресса в сравнении с предшествующими периодами, снижение заболеваемости, отсутствие конфликтов с родителями.
Для руководителей этих учреждений на первый план выходят такие показатели, как:
- качество предоставляемого образования, привлечение новых преподавателей, создание новых программ обучения — для средних образовательных заведений;
- результаты аттестации заведения, уровень здоровья детей, участие во внешних мероприятиях районного или более широкого масштаба — для ДОУ.
Более подробно о критериях стимулирующих выплат учителям вы можете прочесть здесь.
Особенности создания положения в ГУП и МУП
Для расчета применяется система баллов. Воспитатель заполняет оценочный лист или карту самооценки, выставляя определенное количество баллов по каждому из предлагаемых критериев. Количество и список критериев для оценки каждое ДОУ определяет самостоятельно. Обычно учитываются:
- посещаемость в группе;
- повышение уровня развития детей;
- участие малышей в соревнованиях и конкурсах и их результаты;
- помощь коллегам, особенно начинающим воспитателям;
- благоустройство группы и территории детского сада;
- работа с родителями малышей;
- оформление документации;
- непрерывный стаж;
- самообразование педагога.
Выплата премий — право, а не обязанность работодателя (ст. 191 ТК РФ). Поэтому они назначаются на усмотрение администрации образовательной организации.
Кому выплачивается дополнительная компенсация, размер, частота, условия получения – разбираемся по пунктам.
Выплата премий — право, а не обязанность работодателя (ст. 191 ТК РФ). Поэтому они назначаются на усмотрение администрации образовательной организации.
Кому выплачивается дополнительная компенсация, размер, частота, условия получения – разбираемся по пунктам.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все виды выплат, составляющие зарплату, образуют систему оплаты труда. Она формируется индивидуально у каждого работодателя и закрепляется им во внутренних нормативных актах