Положение о премировании работников

Особенности создания положения в ГУП и МУП

Большинство работодателей обладает достаточно большой долей свободы в определении правил стимулирования работников. Однако наряду с ними в России существуют организации, оплата за труд в которых регулируется на государственном уровне. Это бюджетные учреждения (ГУП и МУП).

В отношении них текст ст. 135 ТК РФ содержит отсылку к единым рекомендациям по установлению оплаты труда. Такие рекомендации ежегодно разрабатываются трехсторонней (Правительство РФ — профсоюзы — работодатели) комиссией и устанавливают единый подход к оплате труда работников этих юрлиц на всех уровнях бюджетной системы (от федерального до местного). На основе этого документа устанавливаются объемы бюджетного финансирования на очередной год на содержание ГУП и МУП, работающих в том числе в сферах образования и здравоохранения. Если трехсторонняя комиссия не выработала такого документа, то его утверждает Правительство РФ, доводя мнение комиссии до субъектов РФ.

Кроме того, к числу нормативных актов, определяющих систему оплаты труда бюджетников, относится постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Согласно п. 5 данного постановления каждая бюджетная организация разрабатывает и утверждает индивидуальное положение о стимулирующих выплатах.

Виды выплат, имеющих стимулирующий характер, для бюджетных учреждений установлены приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818. Среди них выделены доплаты:

  • за интенсивность труда и достижение высоких результатов в работе;
  • качественное выполнение работ;
  • непрерывный стаж и за выслугу лет;
  • по итогам трудовой деятельности.

Для реализации механизма стимулирующих доплат в ГУП или МУП должна быть создана система критериев, которые позволят оценивать эффективность и качество работы каждого работника индивидуально и смогут стать фактором, побуждающим к повышению качественного уровня функционирования бюджетного учреждения в целом.

Общий рекомендованный подход к критериям состоит в следующем:

  • Работник должен иметь четкое представление о своих трудовых обязанностях, правилах оценки эффективности их выполнения и их влиянии на конечную сумму оплаты за труд.
  • Определять величину вознаграждения конкретного работника следует с учетом влияния его деятельности на итоговый результат работы учреждения в целом.
  • Условия, которые служат основой для расчета конечной величины оплаты труда, должны быть достаточно прозрачны, чтобы однозначно пониматься и работодателем, и работником.

При разработке положения о стимулировании в ГУП или МУП следует руководствоваться отраслевыми рекомендациями по его формированию, если они установлены. Например, существуют подобные документы:

  • для системы здравоохранения – приказ Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421;
  • системы образования – письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;
  • дошкольных образовательных учреждений – письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599;
  • учреждений культуры – письмо Минкультуры России от 05.08.2014 № 166-01-39/04-нм.

Но вместе с тем система стимулирования в каждом конкретном учреждении может быть индивидуальной. Разрабатывая ее для себя, каждый ГУП или МУП должен руководствоваться не только едиными рекомендациями, но и документами регионов, посвященными этому вопросу, которые не должны противоречить единым рекомендациям, но могут дополнять и конкретизировать их.

В отличие от прочих работодателей в ГУП и МУП оценивается также и вклад руководителей в результаты работы учреждения. Эта оценка осуществляется вышестоящим органом в целом по результатам работы предприятий.

Законодательная база

В трудовом законодательстве под зарплатой понимается материальное вознаграждение работника за трудовую деятельность, которая состоит из:

  • оклада (основная часть);
  • доплаты компенсационного характера;
  • доплаты стимулирующего характера.

Последние также называются стимулирующими выплатами. Конкретного перечня этих выплат не приводится, однако на практике в них включают:

  • разовые премии;
  • регулярные премии по итогам показателей месяца, квартала, года и т.п.
  • выплата за выслугу лет;
  • выплата за интенсивность трудовой деятельности;
  • поощрения, награждения материального характера.

Важно понимать, что стимулирующие выплаты могут как входит в состав зарплаты, так и не входить в него. Все зависит от конкретных формулировок в индивидуальном, коллективном трудовых договорах и других документах:

  1. Если в договоре указано, что зарплата конкретного работника состоит из оклада, компенсационной (например, районный коэффициент) и стимулирующей выплаты (например, квартальная премия), работодатель обязан выплачивать премии при достижении соответствующих показателей эффективности.
  2. Если премия не отражена в договоре, выплата является правом, а не обязанностью компании. Например, в тексте сформулировано: «Премия может быть начислена работнику при наличии финансовых возможностей компании и выполнении им плана продаж за 3 месяца подряд». В таком случае премия не входит в состав зарплаты и начисляется исключительно по усмотрению руководства.

Критерии оценки качества работы работников ДОУ

В МУ «Централизованная клубная система» действовало Положение о порядке и условиях применения стимулирующих выплат, согласно которому стимулирующие выплаты (премии) начисляются на основании оценочных листов, отражают результаты труда работников и индивидуальные характеристики работников.

Следует иметь ввиду, что в некоторых регионах до сих пор имеются проблемы с назначением стимулирующих выплат.

Чтобы рассчитать необходимую сумму, нужно иметь точные данные, объективно отражающие превосходство во вложенном труде и профессионализме конкретного преподавателя. Сведения такого характера воспитатель собственноручно заносит в оценочный лист (другое название – карта самооценки), позволяющий определить объем стимулирующих выплат в перспективе. Да, оценка качества работы руководства тоже подлежит оценке. При этом оцениванием по заданным критериям занимается вышестоящий орган.

Роль положения о стимулировании в расчете зарплаты

Положение о стимулирующих выплатах — документ, наличие которого необходимо для включения в зарплату работников той ее части, которая в ТК РФ определена как стимулирующая.

Согласно ст. 129 и 135 ТК РФ заработная плата состоит:

  • из собственно зарплаты (оклада или ставки), определяемой квалификацией сотрудника и характеристиками выполняемой им работы;
  • компенсационных доплат за особые условия труда;
  • стимулирующих доплат, направленных на поощрение работника к более эффективному труду;
  • социальных выплат, в определенных ситуациях компенсирующих потерю дохода.

Стимулирующими в соответствии со ст. 129 ТК РФ могут стать:

Они делятся на установленные:

  • законодательно – за звание, степень, категорию;
  • самостоятельно – годовая премия, доплаты за стаж, качество, интенсивность труда или конкретные достижения.

О том, какие выплаты образуют состав расходов на оплату труда для целей расчета налога на прибыль, читайте в статье «Ст. 255 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

В основу механизмов стимулирования каждый работодатель закладывает собственную методику, обозначив в ней как основные критерии, за которые следует поощрить работника, так и формулы для определения величины вознаграждения в зависимости от количественной или качественной характеристики этого критерия. Определению этих критериев и методики их применения и посвящен такой документ, как положение о стимулировании.

Критерии эффективности в Положении о стимулирующих выплатах

  • 1 Формирование системы определения эффективности
  • 2 Разработка положения о премировании

Обычно ежемесячный доход сотрудников состоит из заработной платы и дополнительных стимулирующих надбавок. Возможность включения премии в состав системы оплаты труда предусмотрена статьей 191 ТК РФ. Для утверждения внутренних правил начисления премиальных сумм работодатель разрабатывает положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности. Обозначение данных критериев необходимо для определения стоимостного выражения полезности действий каждого работника.

Формирование системы определения эффективности

Шкала факторов оценки эффективности должна быть понятной всем участникам трудовых взаимоотношений. Требования к персоналу должны быть объективными и универсальными.

Целесообразно разработать для сотрудников индивидуальные оценочные карты, включающие в себя основные показатели эффективности труда. В совокупности с графиками исполнения поставленных перед работником задач они станут эффективным средством управления персоналом. Главное, чтобы установленные показатели были измеримыми, и работник мог бы их достигнуть. В противном случае, можно добиться обратного эффекта.

Например, при выполнении месячного плана на 90% работник получит премию в размере 90%. Если план задач по итогам месяца будет перевыполнен на 20%, то итоговая величина премиальных будет составлять 120%.

Что касается бюджетных структур, то стимулирующие выплаты могут выплачиваться с учетом следующих показателей:

  • непрерывный стаж;
  • выслугу лет в госсекторе;
  • результативность работы;
  • интенсивность труда;
  • индивидуальные достижения в рабочей деятельности;
  • высокий уровень качества произведенной продукции или проделанной работы.

К примеру, стаж относится к категории количественных показателей. Для этого критерия достаточно разработать шкалу соответствия отработанных периодов процентным ставкам. В свою очередь, качественные показатели регулируются через Положение о стимулирующих выплатах. В бюджетной сфере при оценке таких критериев следует руководствоваться отраслевыми правовыми актами. Именно на их базе создаются локальные нормативные документы, в которых содержится перечень критериев эффективности труда и методика его оценки с привязкой к шкале премирования.

Довольно универсальной является балльная схема оценки. Каждому работнику в течение месяца начисляются условные баллы за результаты и качество труда. По итогам месяца собранные всеми членами коллектива бонусы суммируются. На их количество делится премиальный фонд, с целью вычислить стоимость одного балла. На следующем этапе перемножаются индивидуальные показатели собранных бонусов с расчетной стоимостью.

Разработка положения о премировании

При создании внутреннего положения о порядке назначения и выплаты стимулирующих надбавок предприятию следует учесть мнение профсоюзного органа и условия оплаты труда, установленные коллективным договором. В таком порядке утверждается Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности в ДОУ и любых других организациях и учреждениях.

Понятно, что этот документ не имеет законодательно утвержденного образца или утвержденной структуры. В Положении рекомендуется отразить:

  • список критериев, применяемых в системе оценки эффективности трудовой деятельности;
  • порядок оценки результатов работы персонала с учетом данных критериев;
  • длительность периода, за который производится оценка;
  • задачи, которые должны быть решены посредством внедрения стимулирующих надбавок;
  • порядок, с помощью которого работники могут оспорить оценку результатов их труда.

Положение о премировании не должно ущемлять прав сотрудников, его цель – увеличить производительность работы, повысить качество труда. Образец Положения о стимулирующих выплатах с критериями эффективности можно бесплатно скачать на сайте в статье «Премирование работников: образец 2018».

Стимулирующие выплаты воспитателю ДОУ в 2023 году

Под стимулирующими выплатами работникам дошкольных учреждений понимаются надбавки к основному размеру зарплаты, назначаемые с целью мотивации к усердной работе и полагающиеся воспитателям за наличие особых заслуг. Порядок назначения дополнительных выплат к заработной плате устанавливается администрацией детского сада, но руководство ДОУ не имеет права ухудшать положение сотрудников учреждения в сравнении с условиями, которые утверждены ТК РФ.

Здравствуйте! За август месяц текущего года, нам не на числили стимулирующую надбавку, сказав, что наш детский сад остался в долгу на 51000руб., что у нас «съели» стимулирующую, отпускники. Так у нас вопрос, имеют ли право стимулирующую добавку отдать на отпускные или на иные выплаты?

Почему же так происходит и как изменится ситуация, когда повысят зарплату воспитателям? Связано это с тем, что закончился период, когда действовали указы президента, датированные 2012 годом. Но, тогда в них не фигурировали работники отрасли, не было ничего сказано про воспитателей детских садиков. В настоящем указе, Владимир Путин высказал предложение относительно пересмотра роста прибыли сотрудникам дошкольных учреждений.

Комментарий: В каждом детском саду руководитель обязан ознакомить педагогов и других работников учреждения с порядком начисления поощрительных надбавок и представить их вниманию оценочный лист, который служит основанием для назначения доплат. Так воспитатели будут знать, к чему им стремиться, и на какие надбавки к зарплате рассчитывать.

  1. Сотрудник бюджетного учреждения должен понимать, чего от него требуют, и как улучшить показатели по итогам своей работы. Каждый работник имеет право ознакомиться с полным перечнем критериев оценки качества труда, поскольку от них зависит размер его зарплаты и стремление выполнить свою работу лучше.
  2. Каждый конкретный сотрудник бюджетной организации должен внести значительный вклад в работу целой организации, в которой он трудоустроен.
  3. Критерии оценки качества труда бюджетника должны быть понятными и полностью прозрачными, а не двусмысленными и “размытыми”.

2.6. Разовые выплаты для педагогических работников (воспитателей, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, инструкторов по физическому воспитанию, педагогов-психологов, старших воспитателей) и младших воспитателей имеют постоянную ежемесячную сумму, рассчитанную на 1 ребенка, посещающего детский сад. Сумма 167`226,00 рублей распределяется между двумя корпусами, согласно списочного состава детей:

— разовые стимулирующие выплаты (выплаты по итогам работы за месяц, квартал, полугодие) — размер, порядок и условия применения, которых определяются заключением Совета Учреждения в пределах фонда оплаты труда и максимальным размером для конкретного работника не ограничиваются.

— постоянные стимулирующие выплаты – устанавливаются на год, полугодие квартал. Размер и порядок установления постоянных выплат установлен Учреждением на срок, но не более 1 года на основании решения Совета Учреждения в пределах фонда оплаты труда и максимальным размером для конкретного работника не ограничиваются;

2.4.2. На основании вышеутвержденных критериев педагоги сдают портфолио в Совет Учреждения 2 раза в течении учебного года с целью установления динамики развития показателей качества работы педагогов. Совет Учреждения изучает полученные материалы и оценивает достижения педагогов по трехбалльной системе:

1. качественное выполнение плана внутреннего контроля, плана воспитательной работы2. высокий уровень организации и контроля (мониторинга) образовательного процесса в соответствии с ФГТ3. качественная организация работы органов, участвующих в управлении Учреждением (методический совет, педагогический совет, родительский комитет и т.д.)4. высокий уровень организации аттестации педагогических работников Учреждения5. поддержание благоприятного психологического климата в коллективе

Стимулирующие выплаты в организации: доплаты и надбавки

Дополнительная плата, предоставляемая отдельной категории работников в качестве некой части заработной платы. Определение установлено нормативами статьи 129 ТК РФ.

Руководитель, нацеленный на улучшение результатов труда подчинённых, должен пересмотреть систему оплаты труда на предприятии. Речь идёт не о заработной плате, которая остаётся неприкосновенной, а о дополнительных мотивирующих поощрениях. Следует задать себе вопрос: достаточно ли они эффективны? Если нет, упразднить выплату, заменив её поощрениями, которые будут мотивировать персонал работать качественнее.

Выплаты компенсационного характера работникам в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются с учетом статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации. Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Главными в системе стимулирования работников являются премии, основанные на достижениях коллектива и каждого отдельного работника. На предприятии издаются нормативные акты, устанавливающие взаимосвязь между оплатой труда и качеством работы.
Работодатель устанавливает стимулирующие выплаты отличившимся работникам. Мера направлена на внесение посильного вклада в функционирование предприятия и его дальнейшее развитие. В их число входят премии за выполненную работу, надбавки, устанавливаемые с учетом производства.

В действующем законодательстве нет конкретного перечня стимулирующих выплат, что означает, что в коллективном договоре или нормативном акте работодателя могут быть установлены любые стимулирующие выплаты. Когда премирование носит разовый характер, достаточно бывает приказа руководителя организации, принятого для каждой конкретной ситуации. Однако и в этом случае необходимо указать механизм начисления и размер премий.

Положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат

Согласно нормам отраслевого законодательства, к примеру п. 4 Методических рекомендаций, утв. приказом Минздрава от 28.06.2013 № 421, распределением стимулирующих выплат по персоналиям в рамках одной бюджетной организации занимается специально учрежденная для этого комиссия из сотрудников этого же предприятия. Рамки полномочий указанной комиссии и иные вопросы ее работы целесообразно определить либо в отдельном положении о комиссии по распределению стимулирующих выплат, либо в специальном разделе положения о стимулировании.

При этом в документе необходимо установить:

  • процедуру комплектования комиссии и утверждения ее состава;
  • основные функции комиссии — как общие, так и председателя, секретаря и членов комиссии по отдельности;
  • порядок работы комиссии;
  • поручения и обязанности иных сотрудников организации, связанных с работой указанной комиссии;
  • процедуру принятия решений комиссией;
  • процедуру обжалования решений комиссии.

Критерии стимулирующего характера для медработников

Рекомендуемые перечни показателей с критериями их выполнения и оценкой в баллах для разных должностей указаны в приказе Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421. Примеры таких показателей:

  • участие в профилактике заболеваний;
  • снижение показателей заболеваемости и смертности;
  • количество вовремя выявленных заболеваний;
  • факт своевременности госпитализации;
  • соблюдение санитарных норм и медицинских стандартов;
  • наличие неправильных диагнозов или осложнений в результате назначенного лечения;
  • наличие жалоб пациентов;
  • общий объем отработанного времени за период.

В приказе № 421 описаны также особенности процедуры оценки показателей, коэффициенты, применяемые в зависимости от должности, и максимальные суммы начисляемых баллов.

Подробнее о стимулирующих выплатах медработникам читайте здесь.

Особенности расчета стимулирующих выплат для педагогов

Рекомендованный перечень оценочных критериев для педагогов приведен в письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02. К критериям, влияющим на стимулирующие выплаты педработникам, относятся:

  • наличие дополнительных мероприятий (экскурсий, учебных и соцпроектов и т. п.);
  • организация или участие в регулярных исследованиях, а также отслеживание индивидуальных успехов воспитанников;
  • рост личной образовательной результативности по итогам контрольных проверок, промежуточных и финальных аттестаций;
  • проведение организационных мероприятий, направленных на создание контакта с родителями воспитанников;
  • участие воспитанников в олимпиадах, конкурсных, соревновательных и прочих состязательных мероприятиях, а также итоги этих состязаний;
  • вовлеченность в групповые педагогические проекты;
  • участие педработника в разработке и внедрении базовой образовательной программы;
  • организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
  • педработа с воспитанниками из социально неблагополучных семей;
  • разработка составляющих образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и т. п.).

Каждому критерию присваивается определенный балл. Выполнение оценочного критерия сотрудником приносит ему дополнительные баллы в общую сумму, невыполнение — баллы снимает.

Таким образом, расчет поощрительных выплат педагогам предполагает:

  1. Определение суммы баллов, полученных каждым членом трудового коллектива, по всем показателям.
  2. Нахождение цены одного балла посредством деления фонда оплаты труда, выделенного на стимулирующую часть, на количество баллов, набранных всеми педработниками учреждения.
  3. Определение окончательного размера премиальной доплаты каждому члену коллектива путем умножения стоимости одного балла на количество баллов, набранных им.

Критерии эффективности

Под критериями эффективности в положении о стимулирующих выплатах понимается система показателей, при достижении которых работнику полагается выплата премии или другой поощрительной выплаты. Критерии эффективности позволяют оценить:

  • возможность/невозможность начисления премии;
  • ее конкретный размер для сотрудника.

Каждая компания разрабатывает собственные критерии, которые могут отличаться в зависимости от:

  • должностей;
  • отделов;
  • сфер деятельности сотрудников.

На практике эти показатели разрабатывают в виде системы баллов и других цифровых показателей, например:

  • план продаж;
  • количество новых клиентов;
  • количество удержанных клиентов, которые хот из ели расторгнуть договор;
  • отзывы клиентов в баллах (например, не менее 8 из 10).

К каждому сотруднику может применяться собственная система критериев эффективности, которая складывается из баллов. Они складываются из разных количественных показателей, а размер премии определяется в зависимости от полученной суммы, например:

  • 0-30 баллов – 25% от оклада;
  • 31-50 – 40% от оклада;
  • 51-75 – 60% от оклада;
  • 76-100 – 80% от оклада;
  • более 100 – 100% от оклада.

В Министерстве просвещения, здравоохранения и других отраслевых ведомствах вырабатываются собственные показатели качества труда. Например, для учителей они утверждены в соответствующем Письме.

Среди основных критериев указаны:

  1. Реализация дополнительных образовательных проектов.
  2. Реализация мероприятий по взаимодействию с родителями школьников.
  3. Работа с детьми из неблагополучных семей.
  4. Создание образовательной инфраструктуры и многие другие.

Таким образом, при выработке критериев необходимо описать:

  1. Качественные и количественные показатели по оценке трудовых достижений сотрудника.
  2. Формула по расчету баллов.
  3. Конвертация баллов в размер стимулирующей выплаты.

Стимулирующие выплаты педагогическим работникам

Формирование системы стимулирующих выплат учителям и воспитателям дошкольных учреждений осуществляется с использованием методических рекомендаций, утвержденных письмом Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Набор оценочных критериев, отраженных в положении о стимулирующих выплатах для педагогических работников, будет различаться в зависимости от назначения учреждения:

  • в средних образовательных заведениях главные показатели: успеваемость, занятия за пределами школьной программы и участие во внешних мероприятиях, для которых значим уровень подготовки обучающихся;
  • для дошкольных образовательных учреждений упор делается на уровень развития детей, наличие прогресса в сравнении с предшествующими периодами, снижение заболеваемости, отсутствие конфликтов с родителями.

Для руководителей этих учреждений на первый план выходят такие показатели, как:

  • качество предоставляемого образования, привлечение новых преподавателей, создание новых программ обучения — для средних образовательных заведений;
  • результаты аттестации заведения, уровень здоровья детей, участие во внешних мероприятиях районного или более широкого масштаба — для ДОУ.

Более подробно о критериях стимулирующих выплат учителям вы можете прочесть здесь.

Особенности создания положения в ГУП и МУП

Для расчета применяется система баллов. Воспитатель заполняет оценочный лист или карту самооценки, выставляя определенное количество баллов по каждому из предлагаемых критериев. Количество и список критериев для оценки каждое ДОУ определяет самостоятельно. Обычно учитываются:

  • посещаемость в группе;
  • повышение уровня развития детей;
  • участие малышей в соревнованиях и конкурсах и их результаты;
  • помощь коллегам, особенно начинающим воспитателям;
  • благоустройство группы и территории детского сада;
  • работа с родителями малышей;
  • оформление документации;
  • непрерывный стаж;
  • самообразование педагога.

Выплата премий — право, а не обязанность работодателя (ст. 191 ТК РФ). Поэтому они назначаются на усмотрение администрации образовательной организации.

Кому выплачивается дополнительная компенсация, размер, частота, условия получения – разбираемся по пунктам.

Выплата премий — право, а не обязанность работодателя (ст. 191 ТК РФ). Поэтому они назначаются на усмотрение администрации образовательной организации.

Кому выплачивается дополнительная компенсация, размер, частота, условия получения – разбираемся по пунктам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все виды выплат, составляющие зарплату, образуют систему оплаты труда. Она формируется индивидуально у каждого работодателя и закрепляется им во внутренних нормативных актах

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия Галилео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: